8 октября состоялся Международный научно-практический семинар «Модели исторического образования в контексте цифровой трансформации». Его организаторами выступили: ассоциация «История и компьютер»исторический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Институт онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ.  Семинар прошёл в формате экспертного диалога о развитии исторического образования в контексте цифровой трансформации, влиянии пандемии в России и за рубежом.  

Программа мероприятия была разнообразной и насыщенной: 

  • 10:00-12:30 – Круглый стол «Трансформация исторического образования в контексте цифровизации»; 

  • 13:00-16:00 – Заседание «Смешанное обучение в историческом образовании: обмен опытом», которое прошло в двух секциях: 

    Секция 1. Опыт смешанного и онлайн-обучения в преподавании исторических дисциплин;  

    Секция 2. Историческая информатика в пандемии и после: опыт вузов.  

Модераторами семинара выступили члены Совета ассоциации «История и компьютер» Галина Васильевна Можаева, кандидат исторических наук, директор Института онлайн-образования, заведующий кафедрой «Цифровизация образования» Финансового университета, и Андрей Юрьевич Володин, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ. 

Открыл семинар и поприветствовал участников Леонид Иосифович Бородкин – доктор исторических наук, почетный президент ассоциации «История и компьютер».  

В семинаре приняли участие преподаватели из десятков университетов России, Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии, а также нескольких школ, лицеев и колледжей (география представлена ниже на рисунке). 

 

В работе круглого стола «Трансформация исторического образования в контексте цифровизации»  приняли участие ведущие специалисты АИК, университетские преподаватели-историки. Л.И. Бородкин представил свои размышления о будущем исторического образования и влиянии на него пандемии; Р.Б. Кончаков рассказал о роли историков в цифровой трансформации современного университета.  

Международный опыт развития исторического образования в условиях и под влиянием пандемии представили Ш.Д. Батырбаева и С.А. Жакишева С.А., поделившиеся с участниками информацией о развитии исторического образования в в Кыргызстане и Казахстане соответственно, оценив состояние, проблемы и перспективы цифровизации исторического образования своих странах. 

Во время круглого стола были представлены и несколько кейсов: Д.А. Гагарина – о роли магистратур как инструменте образования «взрослых», А.А. Бонч-Осмоловская – о новых подходах к преподаванию гуманитарных дисциплин на примере магистратуры DH, И.Г. Силина об опыте формирования образовательной онлайн-среды.   

Вторая часть семинара «Смешанное обучение в историческом образовании: обмен опытом» полностью была посвящена обмену опытом между участниками семинара. Опыт смешанного и онлайн-обучения в преподавании исторических дисциплин в своих вузах представили Мазур Л.Н. (Уральский федеральный университет), Батырбаева Ш.Д. (Кыргызский национальный университет им. Ж Баласагына), Исмакаева И.Д. (ВШЭ – Пермь), Баранова Е.В. (Балтийский федеральный университет), Коньков Д.С. (Томский государственный университет), Иванова Н.П. (Алтайский государственный университет), Воскресенская Н.О.  (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации).  

Свой опыт решения вопросов, связанных с разви​тием исторической информатики в пандемии и после, представили Гарскова И.М. (МГУ), Жакишева С.А. (Казахский национальный университет имени аль-Фараби), Маслов В.Н. (Балтийский федеральный университет) и Володин А.Ю. (МГУ).  

 

С первым установочным докладом на тему «Актуальные тенденции в цифровизации образования» выступила Г.В. Можаева. 

Последствия пандемии для образования 

Галина Васильевна начала свой доклад с цитаты преподавателя Джаннетт Вос и тележурналиста Гордона Драйдена, авторов книги «Революция в обучении»: «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась». По мнению Галины Васильевны, эти слова стали особенно актуальны в период пандемии, обострившей следующие противоречия 

  • тенденция к массовизации образования VS запроса на подготовку талантов;  

  • необходимость подготовки кадров в ус​ловиях неопределённости будущего VS жёстко закреплённых ролей обучающего и обучаемого; 

  • экспоненциально нарастающий объем информации VS возможности вузов оперативно «упаковать» их в формат учебных курсов; 

  • необходимость использования средств ИКТ для роста эффективности образования VS отсутствия обоснований целесообразности их повсеместного использования; 

  • наличие большого количества онлайн-курсов и открытых образовательных ресурсов VS низкой степени их интегрированности в образовательный процесс в российских вузах; 

  • готовность студентов учиться в «цифре» VS неготовности преподавателей использовать технологии в образовательном процессе. ​

Пандемия, единовременно вовлёкшая в дистанционное обучение более 1 млрд. учащихся по всему миру, обострила вышеизложенные противоречия и потребовала нового опыта, новых решений для сохранения качества обучения в условиях lock down.   


В качестве примера стремительного перехода на дистант весной 2020 года рассмотрен Финансовый университет, который в течение 3 дней перевёл весь образовательный процесс (около 30 000 студентов) в «онлайн». Но этот перевод не был основан на методиках дистанционного обучения, а стал простым переносом традиционного обучения в совершенно новую цифровую среду, которая не приспособлена для традиционного обучения. Подобная ситуация наблюдалась по всему миру и потребовала создания системы поддержки преподавательского состава и обеспечения органичного «встраивания» традиционных занятий в формат онлайн-обучения. Так, в Финуниверситете были предприняты различные меры, в том числе:  

  • Организация «горячей линии»; 

  • Разработка методических рекомендаций по работе в условиях дистанционного обучения и системы поддержки преподавателей; 

  • Создание инструкций, оказание методической и технологической поддержки от вендеров, видеокурсов от ИПК;  

  • Цифровое волонтёрство от студентов; 

  • Активное развитие проектов Института онлайн-образования «Копилка цифровых инструментов» (более 6 000 просмотров в записи на апрель-май 2020 года), «Цифровая мастерская преподавателя» (более 2 000 преподавателей приняли участие) и «Открытой онлайн-академии» и др. 

Кроме того, пандемия провела чёткий «водораздел» между элитарным и массовым образованием. Очное образование точно не исчезнет, и оно будет становиться всё более элитарным. А массовое образование всё больше будет уходить в «онлайн». Это не означает, что какое-то из них хуже или лучше, у них просто разные целевые аудитории, способы учебной деятельности и образовательные результаты.  

Технологическая изменчивость мира и рынка труда 

Развитие массового образования и технологизация элитарного в значительной степени связаны с технологической изменчивостью мира и рынка труда. Так, по оценкам ВТО, 65% сегодняшних учащихся будут выполнять работу, которой не существует, уже в 2022 году, а к 2025 году исчезнет около 85 млн. рабочих мест.  

 

Новая модель цифровой экономики требует существенной перестройки образовательной деятельности, ее технологизации и цифровизации, которая уже находит свое отражение в формировании «цифровых двойников», управлении на основе big data, возрастающей роли цифровой грамотности и безопасности в цифровой среде, обострении проблемы отбора качественного контента, технологической поддержке индивидуальных траекторий обучения, развитии культуры сетевого коллективного взаимодействия, технологизации образования как его базовой характеристике.  

Изменение образовательной модели и электронное обучение  

Сегодня наблюдается активное изменение модели образования. Оно проявляется в:  

  • переходе от новых технологий к непрерывному изменению содержания и междисциплинарности;  

  • появлении новых профессий, что требует новых акцентов на обучении и переноса фундаментальных знаний в новый контекст через проекты, кейсы и исследования; 

  • применении новых образовательных технологий, связанных с активным созданием знаний, интерактивностью, взаимным обучение; 

  • формировании новых моделей обучения, основанных на «цифре».  

Были отмечены актуальные тенденции в развитии образования в России и мире под влиянием цифровизации, в том числе – активное развитие передовых технологий обучения как нового формата продвинутого технологизированного обучения на основе интеллектуальных сред, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогики, технологий и их слияния в целях совершенствования учебного процесса.  

Не менее важной тенденцией является необходимость проектирования образовательной деятельности, позволяющей на основе анализа востребованности и прогнозирования результатов обучения спроектировать, разработать, применить и оценить образовательную программу.  

В ходе семинара модераторами было организовано голосование в цифровом сервисе Mentimeter, что позволило удерживать внимание аудитории на протяжении почти 7 часов работы и всем участникам, в том числе подключившимся через Y​​ouTube, путем голосования выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам и увидеть панораму участников семинара.  

Каждый доклад первой части семинара сопровождался оценкой отношения аудитории к обсуждаемым вопросам.  

Так, по результатам опроса участников семинара через Mentimeter, большинство аасоциативно представили цифровую трансформацию как изменение преподавателей («новый преподаватель»), «онлайн-обучение», «изменение всего», «цифровые следы» и т.д. (результаты продемонстрированы ниже). 

 

На вопрос «Какие трудности возникают у Вас в процессе цифровизации?» большинство участников отметили, что затрудняет работу «потеря прямого контакта», отсутствие возможности прямого общения и необходимость дополнительного времени на освоение новых технологий.  

79 % участников семинара констатировали изменение своего отношения к онлайн-образованию на фоне пандемии, отметив при этом следующие варианты ответов: 

 

В качестве основных «страхов» преподавателей были названы опасения, что «Студент совсем перестанет учиться» (4,6 балла из 10-ти), «Цифровизация ведёт к сокращению преподавателей» (4 балла) и «Цифровизация приведёт к выходу преподавателя из учебного процесса» (3,9 балла) (результаты продемонстрированы ниже). 


На вопрос о готовности преподавателей-историков к выполнению задач, связанных с цифровыми компетенциями, наиболее высокую оценку получили готовность использовать интернет-инструменты в обучении (5,6 баллов из 10-ти), умение формировать цифровую среду обучения (4,9 балла) и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы (4,6 балла).