В рамках Московского международного салона образования 2021 состоялся круглый стол «Новые подходы к организации образовательного процесса или чему научила нас пандемия»Эксперты затронули управление образовательным опытом студентов при переходе в «онлайн», переход на дистанционное обучение глазами родителей студентов, а также новый педагогический дизайн. 

Активное участие в дискуссии приняла Галина Васильевна Можаева, директор Института онлайн-образования, заведующий кафедрой «Цифровизация образования». Также спикерами выступали: 

  • Ларионова Виола Анатольевна, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 

  • Багирова Анна Петровна, заместитель директора по науке и инновациям Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 

  • Мондрус Ольга Владимировна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 

Предлагаем ознакомиться с ключевыми тезисами выступления Галины Васильевны.  

О влиянии пандемии на образование: 

Когда мы говорим об образовательных вызовах пандемии, мы понимаем, что есть две стороны данного процесса. Первая, достаточно очевидная и публичная, сопряжена с неподготовленностью технических средств и, самое главное, неготовностью педагогов. Многие преподаватели даже не догадывались, что им придётся работать в режиме неожиданной и оперативной адаптации традиционной модели к «онлайну». И, тем более, никто их не обучал методикам дистанционного обучения, потому что это особенная история, предполагающая иной формат коммуникации, контент-менеджмент.  

О долгосрочных уроках пандемии:  

Многим из нас стало понятно, что необходима не просто специальная подготовка преподавателей в «онлайне», а необходимо непрерывное развитие педагогического мастерства специалистов всех уровней образования. Нужно менять представление о контактной работе преподавателя, ведь изменилось соотношение синхронной и асинхронной работы. Оба вида контактные, но в случае с асинхронной это проявляется опосредованно, что делает её гораздо более сложной. Формируя свои тексты и делая их публичными, нужно задумываться о том, какие последствия они вызовут.  

Также важно говорить об изменении учебной нагрузки педагогов при переводе занятий из аудитории в «онлайн». И, безусловно, подготовка должна носить модульный характер, потому что в «онлайне» очень трудно студентам, у которых значительно возрастает роль самоорганизации,  параллельно управлять своим обучением по 8-10 дисциплинам. Гораздо проще это концентрировано делать в 3-4 дисциплинах, пройдя их компактно и с более глубоким погружением.  

Появились курсы двойного назначения, и с этим «уроком пандемии» нам жить очень долго. После того, как lock down закончился и образовательный процесс переместился обратно в кампус, заболеваемость, к сожалению, не свелась к «нулю», и студенты, равно как и преподаватели, продолжают болеть. Мы часто оказываемся в ситуации, когда часть аудитории занимается очно, а часть – дистанционно. И тогда преподаватель должен заранее подготовить вторую, параллельную методическую линию, которая позволит ему в одной, но теперь распределённой аудитории работать и со студентами в кампусе, и со студентами в «онлайне». Задания должны быть идентичными, но разными по видам деятельности: одни работают в аудитории, а другие, например, в Google DocumentsПри этом преподаватель должен уделить внимание и тем, кто занимается очно, и тем, кто находится в вебинаре. И это – самый главный урок пандемии, оказывающий влияние на всю систему образования сегодня. Такой формат распределённого обучения является основанием для развития нового смешанного обучения.  

Об элитарном и массовом образовании:  

Для меня пандемия провела чёткий “водораздел” между элитарным и массовым образованием. Очное образование точно не исчезнет, и оно будет становиться всё более элитарным. А массовое образование всё больше будет уходить в «онлайн». Вовсе не значит, что какое-то из них хуже или лучше, у них просто разные целевые аудитории, способы и образовательные результаты.  

О цифровизации образования сегодня:  

На мой взгляд главная проблема цифровизации образования сегодня – это проблема, связанная с необходимостью цифровой трансформации преподавателей. Мы должны поверить в то, что это сегодняшние условия нашей жизни и деятельности. Мы должны использовать цифровые сервисы и инструменты, которые позволяют изменить учебный процесс, сохранить и приумножить его качество. Педагогам нужно перестать бояться «цифры». Виола Анатольевна в начале нашего круглого стола говорила о том, что студенты при переходе в «онлайн» терялись во множестве инструментов. Отчего это происходит? От непрофессионального их использования. Нужно использовать 1-2 инструмента на всю дисциплину, а лучше – на всю программу. Необходимо приучаться к простой инструментальной оснастке как к поддержке, но не использовать «цифру ради цифры». Из этой мысли у нашего Института онлайн-образования появилась идея создать магистерскую программу «Цифровые образовательные практики и технологии», чтобы готовить лидеров цифрового образования (не компьютеризации) – людей, которые понимают особенности образовательного процесса с точки зрения педагога. Наша магистратура адресована преподавателям вузов, тем лидерам, которые в своих организациях потом станут теми, кто создаст систему поддержки преподавателей.