31 января в рамках Международного научного симпозиума «Неделя Горняка - 2020», организатором которого являются НИТУ «МИСиС» и ИПКОН РАН, состоялся Дискуссионный клуб «Государственное регулирование деятельности предприятий горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов России» с активным участием Финансового университета и Финансовой газеты. 

Круглый стол "Государственное регулирование предприятий горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов России"

В мероприятии приняли участие представители государственных органов управления, руководители горно-металлургических и топливно-энергетических компаний, ведущие российские и зарубежные ученые и эксперты в сфере финансово-экономического регулирования отраслей минерально-сырьевого комплекса

Темами, обсуждаемыми в Дискуссионном клубе, стали:

Государственное регулирование деятельности предприятий горно-металлургического комплекса.

Проект межгосударственной научно-технической программы государств-членов ЕАЭС «Разработка технологий повышения эффективности добычи полезных ископаемых и глубины переработки минерального сырья»

Налоговое регулирование горнопромышленных и энергетических проектов, реализуемых в арктических регионах России.

Дискуссию открыли заместитель директора Института экономики и управления промышленными предприятиями им. В.А. Роменца НИТУ «МИСиС» Костюхин Юрий Юрьевич и декан Факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса Финансового университета Петров Иван Васильевич.

Первым с докладом "Современный горно-металлургический комплекс СНГ. Потенциал и вызовы современной индустриализации" выступил заслуженный экономист Штанский Владимир Александрович, главный специалист "Научного центра анализа и мониторинга металлургии" ГУП "ЦНИИчермет" им. И.П. Бардина. Участники обсудили проблемы ресурсного обеспечения горно-металлургического комплекса России с определением его места на мировом рынке. Наиболее остро обсуждались финансовые перспективы ведущих компаний ГМК «Норильский никель», ЕВРАЗ, Группа НЛМК, ПАО «Северсталь», Объединённая компания «РУСАЛ», ПАО «Металлоинвест», ПАО «ММК», характеризующиеся высокими финансово-экономическими показателями, мультипликаторами, так показатель EV (Enterprise volume) / EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) от 3,3 до 8,0, при этом наблюдаются свободные финансовые потоки, а показатели рентабельности у компаний от 18 до 32%.


С сообщением о системе государственной поддержки предприятий горно-металлургического комплекса выступил главный специалист группы компаний «МЕТПРОМ» заслуженный экономист Караваев Евгений Петрович представивший опыт реализации EPC-контрактов ГК «МЕТПРОМ». В результате дискуссии рассматривалась эффективность система государственной поддержки. Акцент был сделан на целях охраны окружающей среды через содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. 

Проекты по внедрению НДТ получили еще одну возможность господдержки через реализацию специальных инвестиционных контрактов (далее СПИК). Новая редакция Правил заключения СПИК вступила в действие с 18.06.2018г. и включает дополнительное определение в котором под инвестиционным проектом по модернизации производства промышленной продукции также понимается инвестиционный проект по внедрению наилучших доступных технологий на промышленных предприятиях на территории Российской Федерации. Предметом таких СПИК по внедрению НДТ являются обязательства инвестора достигнуть нормативов допустимых выбросов и сбросов, установленных планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов 1 категории) или программой повышения экологической эффективности (для объектов 2 категории) путем установки и введения в эксплуатацию основного технологического оборудования, в соответствии с Перечнем из 583 позиций, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017г № 1299-р.

Участники дискуссии поделились лучшим опытом решения сложных проектов в горно-металлургическом комплексе России, доцент кафедры экономики НИТУ «МИСиС» Костыгова Людмила Александровна представила комплексный подход к формированию металлургических кластеров на примере титанового проекта корпорации ВСМПО-АВИСМА,

Костюхин Юрий Юрьевич в докладе «Формирование системы управления поступательным развитием металлургического предприятия на основе его потенциала» предложил методику оценки ключевых показателей эффективности поступательного динамического роста металлургических предприятий на основе исследования стратегий развития последних и элементов математической логики. В качестве ключевых элементов стратегии ведущих металлургических предприятий выявлены: 1) охрана труда, промышленная безопасность и кадры; 2) показатели эффективности; 3) клиентоориентированность; 4) устойчивое развитие.

 Итогом дискуссии были выводы о необходимости формирования отраслевого инвестиционного фонда и обоснованного перечня российских инвестиционных отраслевых проектов, на которые необходимо направлять свободные средства отраслевых лидеров. 

Обсуждение межгосударственной научно-технической программы государств-членов ЕАЭС «Разработка технологий повышения эффективности добычи полезных ископаемых и глубины переработки минерального сырья» начал декан Факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса Финуниверситета Петров Иван Васильевич, представив, подготовленный РНПЦ нефтехимических технологий и производств Белорусского государственного технического университета, проект программы. В ходе дискуссии проанализированы основные инструменты и механизмы евразийских межправительственных программ, место и роль Евразийской экономической комиссии и Евразийских технологических платформ в формировании и продвижении программ. Участники пришли к выводу о необходимости максимального включения в разработку программы представителей горнопромышленников.


 

Переходя к вопросам налогового регулирования горнопромышленных и энергетических проектов, реализуемых в арктических регионах России Петров Иван Васильевич рассмотрел проблемы предоставления налоговых преференций при реализации углеводородных проектов. В частности, был поставлен вопрос о неправомерности «обнуления» ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее- НДПИ) по углеводородным проектам.

Харитонова Наталья Анатольевна, профессор кафедры «Экономика организации» Финуниверситета представила детальный анализ изменения системы взимания НДПИ в угольной промышленности. Ретроспективный анализ системы взимания налога с 2002 по 2018 год, осуществленный на основе данных из консолидированной отчетности АО «СУЭК» по МФСО, продемонстрировал  изменение доли НДПИ в выручке компании с 1,4% в 2012 году до 0,7% в 2018 году.

Юмаев Михаил Мияссярович, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финуниверситета рассмотрел действующие подходы к оптимизации налоговой нагрузки горнопромышленных предприятий и компаний ТЭК.

Он отметил недостаточную научную проработку вопросов налогообложения добычи полезных ископаемых, в частности, отсутствие системы мониторинга и оценки влияния изменений налогового законодательства на экономические показатели деятельности добывающих и перерабатывающих компаний и в целом отраслей, а также на изменение бюджетных доходов. Отмечено, что избирательная дифференциация налогообложения добычи полезных ископаемых нарушает принцип справедливого налогообложения. Также одним из серьезных правовых вопросов является занижение налогового потенциала в результате «обратного пересчета» количества добытой нефти.

С учетом имеющегося опыта работы в государственных органах исполнительной власти Михаил Мияссярович представил оригинальные подходы к цифровизации налогового администрирования в отраслях минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса. Он отметил такие недостатки организации налогового контроля добывающих компаний как нарушение базового принципа экономии и несистемный подход в организации налогового контроля, поскольку, несмотря на высокий уровень электронного документооборота, огромные потоки информации в налоговые органы поступают на бумажном носителе, увеличивая затраты компаний и государства на сбор налогов, а также использование в качестве базы для расчета НДПИ величины затрат на добычу полезных ископаемых, что необоснованно увеличивает налоговую нагрузку на объективно более затратные производства. 

Заме директора Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынковНИТУ «МИСиС» доцент Стоянова Инна Анатольевна отдельно отметила необходимость учета мирового опыта налогового регулирования развития минерально-сырьевого комплекса.

Генеральный директор АК «Навигатор» Трубецкой Андрей Климентьевич отдельно указал на роль аудита горнопромышленных проектов как основы мониторинга эффективности налогового регулирования в минерально-сырьевых отраслях.

В завершении участники, в том числе директор Горного института НИТУ «МИСиС» проф. Мясков Александр Викторович и главный редактор Финансовой газеты Смирнов Константин Сергеевич предложили сделать Дискуссионный клуб «Государственное регулирование деятельности предприятий горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов России» постоянно действующим элементом Международного симпозиума «Неделя горняка».  По результатам дискуссии сформированы следующие предложения по совершенствованию фискальной политики и налогового контроля горнодобывающей промышленности и ТЭК: 

- разработать научно обоснованную систему комплексного мониторинга, анализа и оценки влияния изменений налогового законодательства на экономику компаний, регионов и государства в целом при принятия соответствующих решений;

- провести ревизию налоговых льгот в добывающем секторе, а также оценку их оснований и эффективности. Исследовать вопрос внедрения «горного налогового кредита» как альтернативы индивидуальным налоговым и таможенно-тарифным льготам;

- проработать вопрос максимально широкого применения фиксированных (в рублях за единицу измерения количества) ставок НДПИ при добыче твердого минерального сырья (в первую очередь экспортоориентированного) и оснований для дифференциации ставок;

- провести научное исследование подходов, примененных к определению количества добытой нефти, как ключевого бюджетообразующего ресурса в Правилах учета нефти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2014 № 451;

-  разработать налоговые меры по стимулированию деятельности среднего и малого нефтяного бизнеса в условиях налогового маневра и равного перераспределения таможенно-тарифной нагрузки между компаниями нефтяного сектора;

-  проработать вопрос внесения в Налоговый кодекс норм прямого действия, направленных на четкое определение понятия «необоснованная налоговая выгода» и оснований для интерпретации действий налогоплательщиков, которые могут привести к получению такой выгоды;

-  в целях сокращения административной нагрузки на бизнес и исключения спорных вопросов при налогообложении предусмотреть переход на цифровой учет добытой нефти в он-лайн режиме с автоматической передачей информации в налоговые и иные контролирующие органы, а также применения при хранении и передаче данной информации технологий распределенного реестра.

Прикрепляем презентации докладчиков: