Факультет экономики и бизнеса

27 августа 2020 г. вышел в свет выпуск №8 (273) Бюллетеня Счетной палаты, в котором содержится экспертное мнение сотрудников Финансового университета по вопросам управления государственным имуществом.

В число экспертов Финансового университета, поделившихся своим мнением по теме выпуска, вошли: 
  • ​Беляева Ирина ​Юрьевна, д.э.н., профессор, научный руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления;
  • Солянникова Светлана Петровна, к.э.н., доцент, руководитель Департамента общественных финансов;
  • Харчилава Хвича Патаевич, к.э.н., доцент, заместитель декана по международному сотрудничеству Факультета экономики и бизнеса, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления.

Ирина Беляева, научный руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации», д.э.н., профессор

«Вопросы корпоративного управления, как отмечается, отражены в методических документах Правительства Российской Федерации, Банка России, а также Минэкономразвития России и Росимущества, носящих рекомендательный характер. Заметим, что принципы корпоративного управления и должны носить рекомендательный характер. Корпоративное управление – это следование международному стандарту, отражение инвестиционной привлекательности компании. Большой вопрос, нужно ли предъявлять одинаковые требования ко всем организациям подряд, особенно непубличным. Вот когда компания позиционирует себя как публичная, начинается другая история и возрастают требования к открытости и прозрачности финансово-экономической деятельности. Тогда и возникает необходимость ориентации на Кодекс корпоративного управления. Цель и предназначение корпоративного управления – обеспечить защиту интересов собственника с помощью коллегиального принятия решений и организации корпоративного контроля за деятельностью менеджмента по обеспечению сохранности и эффективности управления акционерной собственностью. Вот почему акционирование может способствовать решению проблем эффективного использования собственности. Однако выстраивание качественной системы корпоративного управления – дорогостоящий и сложный процесс, требующий соблюдения всех корпоративных процедур. Как следует из приведенного материала, АО с государственным участием нуждаются в качественном корпоративном управлении, налаживании системы корпоративного контроля, повышении роли независимых директоров».​

















Светлана Солянникова, руководитель Департамента общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

«Государство, выполняя законодательные и регуляторные функции по отношению к бизнесу, одновременно является крупным акционером и учредителем коммерческих организаций. Однако цели участия государства в капитале могут быть противоречивыми и не всегда носят экономический характер. При этом качественное управление государственными активами в современных условиях должно обеспечивать не только рост доходов бюджетов публично-правовых образований, но и достижение целей государственной политики, а также максимизацию стоимости принадлежащих государству финансовых активов и имущества в долгосрочной перспективе (с учетом принятия разумной степени риска)».










Хвича Харчилава, член Национального реестра независимых директоров при РСПП

«Политика тотальной приватизации в отношении компаний, не являющихся организациями, в отношении которых позиция акционера по отдельным вопросам определяется Правительством Российской Федерации, в условиях ненадлежащего хозяйственного ведения приводит к возникновению рисков недополученной прибыли казны Российской Федерации в результате такой приватизации. При этом факт участия государственных служащих в составах советов директоров таких компаний или же напротив увеличение числа независимых директоров не оказывает существенного влияния на сохранение инвестиционной привлекательности основной массы активов. Как указано в одном из выводов, не выявлено взаимосвязи между достижением в 2016–2019 годах показателей госпрограммы и повышением эффективности управления АО. 

Возникает острая необходимость в системном подходе к определению перечня компаний и ФГУП, сохранение участия в которых необходимо в силу объективных причин. Следует отметить, что формирование прогнозного плана приватизации не решает поставленной задачи, поскольку требуется как проведение качественного аудита федерального имущества на предмет его сохранности, так и экспертная оценка активов с точки зрения необходимости их сохранения в ведении государства. Данный вопрос может являться предметом отдельного анализа Счетной палаты. Подходы к управлению государственными активами не должны варьироваться в зависимости от потребности в реализации конкретным федеральным органом исполнительной власти задач отдельного плана или программы».

Ознакомиться с полной версией Бюллетеня можно в специальном разделе на сайте Счетной палаты Российской Федерации.

Краткая веб-версия также доступна на сайте.​