Иван Рютов, первый Вице-Президент Банка ГПБ (АО) и руководитель внутреннего аудита (до 2012 год - Партнер компании E&Y) и Игорь Лебедев, партнер KPMG, Группа внутреннего аудита, управления рисками и соблюдения нормативно-правовых требований KPMG в России и СНГ выступили по теме: «Риски мошенничества и коррупции в деятельности предприятия».
Эксперты обсудили со слушателями виды корпоративного мошенничества, привели примеры самых ярких афер 21 века, определили типичный портрет корп. мошенника и вероятные схемы присвоения активов, дали ряд рекомендаций по вопросам оценки эффективности системы внутреннего контроля и степени защиты компании от коррупции. Привели перечень профилактических инструментов по выявлению и предупреждению корпоративного мошенничества. 
Мы задали экспертам следующий вопрос: «Компании каких отраслей и почему наиболее подвержены высокому риску мошенничества и коррупции?»
По статистике (Report to the nation 2016) отрасли наиболее подверженные мошенничеству из 100 % случаев злоупотреблений:
1. Банки и прочие финансовые институты – 17%
2. Государственный сектор – 11%
3. Производство – 9%
Эти показатели рассчитаны по 2 410 проанализированным случаям мошенничеств по всему миру за период с января 2014 по октябрь 2015.
На основании анализа опыта противодействия мошенничеству в России подтверждается схожая картина.
Несмотря на кампанию по зачистке банковского сектора, проводимую ЦБ в последние годы, число отозванных у слабых и недобросовестных игроков рынка лицензий все еще растет и вышло на уровень порядка 100 лицензий в год (в 2015 году отозвано 93 лицензии).
Высокая доля случаев мошенничества в банковском секторе в основном объясняется высоким уровнем автоматизации процессов, наличием внутрибанковского контроля и повышенного внимания со стороны регулятора, который, как известно, способствует выявлению признаков злоупотреблений.
В то же время нельзя не признать, что банковский сектор играет существенную роль в схемах по выводу денежных средств из бизнеса, в частности, через кредитование неблагонадежных заемщиков, что обеспечивает стабильно высокий уровень злоупотреблений, не снижающийся даже в условиях текущего экономического кризиса.
В индустрии одной из наиболее подверженных мошенничеству отрасли является горно-добывающая промышленность ввиду следующих факторов:
- отрасль является капиталоемкой, а высокий уровень капитальных затрат оставляет постоянно высоким риск мошенничества в закупках, ремонтах и строительстве, а также риск хищения дорогостоящего имущества;
- доля кредитной нагрузки многих добывающих компаний за последние несколько лет резко возросла ввиду неблагоприятных макроэкономических факторов. Нехватка ресурсов, прежде всего финансовых, привела к тому, что компании все чаще стали допускать манипуляции с финансовой отчетностью для получения новых кредитов;
- добыча полезных ископаемых и их первичная переработка осуществляется как правило в отдаленных регионах, где уровень профессиональной квалификации как сотрудников правоохранительных органов, так и подразделений, обеспечивающих защиту активов бизнеса, нельзя назвать высоким. На этом фоне выбор кадров, готовых работать в отдаленных регионах представляет собой не тривиальную для решения задачу, в том числе вследствие потенциальной аффилированности с органами государственной власти, контрагентами и местным криминалитетом.
Приведем пару примеров недобросовестного поведения менеджмента из нашей практики: 
- с одобрения менеджмента с завода фурами вывозили новые запасные части, предназначенные для ремонта. В учете запасные части списывались в ремонт, но фактически при ремонте замена старых запчастей на новые не осуществлялась;
- менеджмент заключил договор на оказание работ, включающий штрафы за просрочку платежа, сравнимые с суммой работ по договору. Сроки оплаты намеренно не соблюдались, чтобы контрагент имел полное право начислить штраф в соответствии с договором, который затем компания также оплачивала.
ОТДЕЛЬНО СТОИТ СКАЗАТЬ О КОРРУПЦИИ
Согласно исследованию «Transparency International 2015», индекс восприятия коррупции в России находится на уровне африканских стран и в 2-3 раза ниже, чем в европейских странах.
Для публичных компаний, котирующихся на международных биржах участие в коррупционных схемах влечет финансовые последствия в виде штрафов от зарубежных регуляторов, которые могут существенно влиять на финансовое состояние, вплоть до банкротства компании. На этом фоне является прецедентной для стран СНГ ситуация с компанией Вымпелком, которая в результате расследования, инициированного Департаментом правосудия США и Прокуратурой Нидерландов, признала, что давала взятки должностным лицам с целью входа на телекоммуникационный рынок Узбекистана и получения необходимых лицензий и частот. Сумма взяток составила 114 млн долларов, тогда как штраф за нарушение FCPA (Закон США О противодействии коррупции за рубежом, 1977) составил в 7 раз больше - 795 млн долларов.

Благодарим Ивана Рютова и Игоря Лебедева за полезные бизнес-советы.