Инвестиционный стратег компании БКС Александр Бахтин считает, что самые интересные инвестиционные идеи сейчас на американском фондовом рынке. Главное же в нынешней ситуации – понимать логику инвесторов, анализировать, куда пойдут деньги крупнейших из них. И не поддаваться спекуляциям​.

Александр Бахтин родился в Пушкино Московской области. В 2009 г. окончил Финансовый университет при Правительстве РФ по специальности «международные экономические отношения». Работает в инвесткомпании БКС с 2009 г. Инвестиционный стратег, территориальный директор «БКС Премьер».​

– Как вам представляется нынешняя ситуация на фондовом рынке? 

– Я бы сказал, что она противоречивая. С одной стороны, именно сегодня усиливается риск второй волны коронавируса, уже видно обострение эпидемиологической ситуации. Это, естественно, давит на фондовый рынок и на курс рубля. С другой стороны – в мировом масштабе есть некая уверенность в поддержке рынков и экономики в виде монетарных и фискальных стимулов. Совсем недавно глава ФРС США подтвердил курс на мягкую монетарную политику. Ясно, что долгое время мы будем жить в условиях околонулевых процентных ставок, политики будут пытаться тушить пожары, возникающие в экономике. Вопрос лишь в том, какой запас прочности, какое время можно будет в таких объемах оказывать поддержку. Вопрос открытый, тем не менее паники пока не наблюдается. Но идет перераспределение денежных потоков на мировых финансовых рынках, в условиях очередного роста глобальных рисков есть повышенный спрос на американскую валюту и американские активы. Поэтому если говорить о перспективах рынков, мы сегодня отдаем предпочтение фондовому рынку США. 

– Можно подробнее пояснить логику? Околонулевые ставки, приток денег – это означает рост инфляции и нужно купить что-то, связанное с реальными активами? 

– Не совсем так. Инфляционный всплеск – это вопрос времени, нескольких лет. Идея же как раз в том, что, пока не произойдет этого всплеска, политика сверхнизких ставок, скорее всего, будет продолжаться. И в этой ситуации у многих игроков просто не будет альтернатив покупке акций. Посмотрите на долговой рынок: все приличные облигации уже сейчас торгуются очень высоко, многие государственные бумаги дают отрицательную доходность инвесторам. А и частным инвесторам, и институциональным (например, управляющим паевыми или пенсионными фондами) нужно показывать доходность, как-то зарабатывать. И им просто некуда идти, кроме как в акции. А ликвидность, приходя на какой-то рынок, автоматически двигает стоимость активов наверх. Но это будет уже не такой уверенный рост, какой мы видели недавно, в период восстановления рынка. Чисто индексное инвестирование становится сегодня менее актуальным, инвестору важно выбирать уже конкретные отрасли, компании, активы. 

– Почему? 

– Даже если посмотреть на то, что недавно происходило с Индексом S&P, видно, что его восстановление шло не равномерно, а за счет отдельных компаний (тех же высокотехнологических, например). Они показали отличный рост с начала года, десятки процентов, в целом же индекс за это время не сильно изменился. Они, если честно, и сейчас наши фавориты. 

– Доходность в прошлом не означает доходность в будущем. 

– Не означает. Но демонстрирует, что эти бумаги являются защитными в период пандемии. Кроме того, опять-таки есть технический момент. В результате предыдущего роста доля этих бумаг в Индексе S&P выросла. Поэтому, когда начнется приток ликвидности (в том числе в рамках мер борьбы с коронавирусом), более значительная, чем раньше, доля этих новых денег пойдет именно в данные бумаги. Просто так работает существенная доля крупнейших фондов, это классическая пассивная инвестиционная стратегия. 

– Если отбросить пассивные стратегии и технические моменты, на какие отрасли и компании вы бы сейчас посоветовали обратить внимание частным инвесторам? 

– В той же высокотехнологической сфере есть очень интересные компании. Причем не такие гиганты, как Facebook и Apple, они как раз вряд ли покажут сверхвысокие темпы роста. Но есть достаточно крупные и известные компании, лидеры в своих нишах. Скажем, очевидно, что сейчас многие бизнесы переходят на работу в режиме онлайн. А значит, возникает повышенный спрос на организацию удаленных рабочих мест, облачные решения, решения в сфере информационной безопасности. Поэтому бумаги технологических компаний в текущих условиях являются не только потенциально высокодоходным, но и де-факто защитным активом. 

Вторая история тоже лежит на поверхности – это фармкомпании. Фармакологический сектор очень большой, сам по себе не показывает какой-то высокой доходности, скорее является защитным. Но внутри него можно искать какие-то конкретные идеи. А это опять-таки американский рынок. Практически все ключевые разработки, новшества, биотехнологии – это все в основном американские компании. И речь не только о прорывах в лечении COVID-19. Например, компания Gilead Sciences, о разработках которой недавно много говорили в данном плане, является мировым лидером во многих областях, в частности в лечении гепатита и ВИЧ. Правда, если IТ-сектор может и на коротком сроке дать инвесторам возможность заработать, в биотехе желателен более длинный горизонт инвестирования. 

Третье, на что можно смотреть как на длинные вложения, – те компании, которые сильно пострадали от коронакризиса. Это проциклические отрасли. Вроде нефтегазовой. Здесь стратегия «купил и держи». И жди нового цикла роста мировой экономики. И опережающего ростка этих компаний в момент, когда спрос начнет быстро восстанавливаться, а предложение не будет за ним поспевать. 

– Долго ждать придется? 

– По разным оценкам, восстановление экономики ожидается через пару лет, в 2021–2022 годах. Так что на горизонт от двух лет, думаю, нужно ориентироваться. Но при этом здесь хороший потенциал роста. Те же Chevron, Boeing. Они сейчас стоят где-то вдвое дешевле, чем в начале года. Нефтяники, авиапроизводители – секторов, про которые мы знаем, что они никуда не денутся, на самом деле довольно много. И они начнут восстанавливаться по мере восстановления спроса в экономике. 

– Если говорить не об отраслевой специализации, а о размере эмитентов и уровне цен, кого стоит выбирать? Наиболее крупные, наиболее сильно подешевевшие? 

– Я бы делал ставку на крупные компании, потому что кризис не закончился. У нас был кризис ликвидности, следующий шаг – это кризис платежеспособности. Вполне вероятно, что будет череда банкротств. И не только маленькие компании могут уйти с рынка, но и более крупные. Поэтому я смотрел бы на системообразующие компании. Да и в случае разворота рынка деньги пойдут в первую очередь в крупнейшие компании, так же как и в этом году на фоне коронакризиса первыми в IТ-отрасли стали расти гиганты. 

– Вы говорили, что вам больше всего нравится сейчас американский рынок. А что с российским? У правительства нет таких ресурсов, чтобы обеспечить восстановление экономики? 

– Да, верно. Плюс в России еще есть геополитический риск, который, как известно, в последнее время обострился. Но российский рынок со счетов не стоит сбрасывать, он же восстановился после обвала. Да, процесс шел не так активно, как в США, но наш рынок фундаментально дешев, даже если сравнить его с развивающимися. Просто здесь будет повышенная волатильность. И срок инвестиций должен быть длиннее. Если говорить о частных инвесторах, в таких условиях для них существенно растут риски краткосрочных вложений, не говоря уже о спекулятивной игре. 

– Девальвация рубля как сказывается на желании инвесторов покупать рублевые бумаги? Особенно зарубежных инвесторов. 

– Долгосрочные инвестиции как раз являются защитой от девальвации. Новое значение курса со временем учитывается в стоимости акций. Рубль в сентябре ушел вниз очень быстро, потенциал дальнейшего снижения весьма ограничен, поэтому сейчас этот фактор не будет являться ключевым с точки зрения принятия решений зарубежными инвесторами.  

– На российском рынке какие сейчас интересные инвестиционные идеи? 

– Здесь выбор, конечно, значительно меньше, чем на Западе, но во многих секторах все равно есть компании с потенциально высокой доходностью. Тот же нефтегазовый сектор: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «Новатэк». Мы видим у них хороший потенциал роста. В финансовом секторе нашими фаворитами с точки зрения потенциальной доходности являются Сбербанк и ВТБ, Московская биржа. В металлургии выделяем «Северсталь» и ММК, в ритейле – Х5. 

– А как вы отбираете этих фаворитов и подходите к формированию портфелей? 

– Мы живем в России и как отечественные инвесторы в первую очередь рассматриваем российские акции, хотя у американских риски сейчас и меньше. А на российском рынке в принципе бумаг не так много. Можно все основные досконально изучить и четко понимать перспективы бизнеса эмитентов. При анализе мы сначала смотрим на сектор в целом, оцениваем перспективы динамики спроса и предложения, просчитываем различные сценарии на разных временных горизонтах, потом переходим к анализу отдельных эмитентов. Процесс достаточно трудоемкий, у нас целая команда аналитиков над этим работает. 

– Какие наиболее частые ошибки совершают инвесторы при принятии решений? 

– Самая распространенная – быстрое эмоциональное решение. То есть люди могут очень быстро, на эмоциях, совершить сделку, недостаточно проанализировав ситуацию, не имея достаточной информации, достаточной компетенции. Это относится как к продаже, так и покупке бумаг. 

– Условно говоря, принимать решения на новостях вы не советуете? 

– Нужно комплексно смотреть. Если человек не имеет какой-то фундаментальной подготовки, не стоит заниматься спекуляциями. Спекулятивная торговля крайне рискованная. Лучше сформировать долгосрочный портфель. Либо заниматься регулярным пополнением этого долгосрочного портфеля и основывать действия не на эмоциях, а на оценке бизнеса, на прогнозах. Должна быть какая-то стратегия у инвестора. И лучше найти профессионала, который с этим поможет.  

– Как часто, по-вашему, нужно пересматривать портфель? 

– Зависит от горизонта инвестирования. В целом, я думаю, раз в квартал стоит возвращаться к портфелю, смотреть, как идут дела. И, разумеется, во время стрессовых ситуаций на рынке. Причем именно анализировать портфель, а не распродавать. Бывает, что, наоборот, стоит докупить бумаг и в дальнейшем заработать на их росте. Такую ситуацию мы наблюдали нынешней весной. 

– А как лучше действовать? Заранее понять, как ты ребалансируешь портфель в зависимости от его динамики и рыночной конъюнктуры, или каждый раз рассматривать ситуацию с чистого листа? 

– Должен быть алгоритм из серии «что я буду делать, если». Конечно, такой алгоритм корректируется в зависимости от конкретной ситуации, но логика принятия решения должна быть прописана заранее. Если же инвестор предпочитает при формировании портфеля пользоваться консультациями профессионала, которому он доверяет, лучше прислушаться к советам этого профессионала. Таких профессионалов, кстати, может быть несколько – это как «второе врачебное мнение» при постановке медицинского диагноза.​

Источник: Финансовая газета​