По данным Европейского союза вегетарианцев, более миллиарда людей на Земле не едят мясо, три миллиона из них живут в России. Количество вегетарианцев, флекситерианцев, веганов с каждым годом увеличивается. Растут и объемы продаж вегетарианских продуктов. Но многие, переходя на растительную диету, все-таки скучают по вкусу стейков и колбас.

 

Молодой московский предприниматель Артем Пономарев придумал, как превращать сою, пшеницу и горох в продукты, по вкусу и текстуре почти не отличающиеся от мяса. С соучредителями и единомышленниками Юлией Марсель и Георгием Железным в прошлом году он создал компанию, предлагающую растительные альтернативы курице, говядине, баранине.

В этом году продукты Greenwise уже можно найти практически во всех крупных российских торговых сетях («Азбуке Вкуса», «ВкусВилле», «Ашане», «Перекрестке»), а также за рубежом — в Эстонии, Латвии, Венгрии. Ведутся переговоры о поставках растительного мяса в Чехию и Германию, есть договор о выпуске товаров из текстурата Greenwise в США.

В чем секрет успеха стартапа, кто покупает растительное мясо и почему ниша производства вегетарианских продуктов в России до сих пор остается незаполненной?

Как два юриста и финансист фасовали мясо

К идее делать растительное мясо Артем Пономарев пришел не сразу. Для этого понадобилось поучиться в Лейденском университете. И не на технолога пищевой промышленности, а на юриста (специализация — право в области цифровых технологий). Здесь же юриспруденции училась Юлия Марсель, будущий маркетолог Greenwise. Вернувшись в Москву, Юля и Артем обратили внимание на то, насколько меньше в России выпускается продуктов для вегетарианцев, чем в тех же Нидерландах, и решили, что их стартап обязательно должен быть «зеленым». Мясо из белка злаков и бобов? Почему бы и нет. Третьим сооснователем и финансовым директором Greenwise стал друг Артема Георгий Железный, выпускник Финансового университета. Цех по производству растительного мяса друзья оборудовали на заводе «Партнер-М» в Малоярославце.

«Конечно, это решение не было спонтанным. “Партнер-М” — компания моего отца, она производит пищевые и кормовые ингредиенты. Так что у нас была хорошая база. С учетом того, что мы использовали оборудование завода, нам удалось обойтись без инвесторов. На собственные средства мы закупили первую партию сырья, заказали дизайн упаковки. Если начинать такой бизнес с нуля, потребуются достаточно большие вложения», — говорит Пономарев.


Первое время работать приходилось очень много. Основатели Greenwise — два юриста и один финансист — сами фасовали кусочки растительного мяса и нередко так уставали, что оставались ночевать на заводе, в служебной квартире. Сегодня штат компании тоже невелик — всего семь человек, только самые необходимые сотрудники.

Для того чтобы разработать дизайн упаковки, на которой изображены запоминающиеся зеленые животные-растения, ребята обратились к услугам брендингового агентства.

«Хотелось, чтобы покупатели сразу замечали наши продукты на полках в магазинах. Изображения садовых фигур — подстриженных в форме различных животных кустов — подчеркивают нашу любовь к “зеленым технологиям”, говорят о том, что мы создаем здоровые продукты, которые “растут” под внимательным надзором технологов и нутрициологов. Мы рассматривали разные варианты упаковки, дорабатывали идеи, и, по-моему, у нас получилось ярко и понятно», — говорит Артем.  

Джерки, стрипсы и котлеты

Над рецептурой тоже пришлось поработать. Получить из сои, пшеницы, гороха или смеси этих продуктов высокобелковую основу для растительного мяса, по словам основателей Greenwise, несложно. Гораздо труднее придать растительной основе «мясную» текстуру, волокнистость.

«На первом этапе наша задача состояла в том, чтобы сделать продукт, по структуре похожий на мясо. Ни соя, ни горох, ни пшеница сами по себе не обладают волокнистостью и сочностью, свойственными говядине, баранине или свинине. И многие производители растительных аналогов мяса даже не пытаются работать над текстурой. Наше ноу-хау состоит в том, что растительное мясо Greenwise жуется как нежные кусочки мясного филе, а не как овощная котлета или хлеб. Добившись волокнистой структуры, мы начали работать над вкусом — попытались обмануть вкусовые рецепторы. Когда мы едим кусочки растительного мяса, нам кажется, что это сочная баранина или нежная говядина. В дальнейшем поработаем и над тем, чтобы придать продукту питательные свойства натурального мяса. Можно же производить и обогащенные железом, витаминами, минералами джерки. Правда, стоить они будут дороже, вряд ли российским покупателям это понравится», — рассказывает Артем Пономарев.


Пока растительное мясо выпускают в двух видах — стрипсы (текстурированный растительный белок, продается в сухом виде, после замачивания приобретает волокнистую структуру, идентичную структуре филе говядины и курицы, из него можно делать гуляш, рагу, добавлять в супы и салаты) и джерки (кусочки растительного вяленого «мяса» с высоким содержанием белка и вкусом говядины, баранины или белых грибов можно есть без термической обработки).

 

Но очень скоро, обещают основатели стартапа, на рынке появятся растительные котлеты, пшеничная колбаса и соевое филе — продукты, более понятные потребителю.

«Нам привычнее купить растительную котлету и просто поджарить ее, чем задуматься, что можно приготовить из растительного мяса, поэтому мы выводим на рынок новые продукты. Хотя на самом деле интересных рецептов множество. На карантине у меня появилось свободное время, и я приготовил плов с нашим растительным мясом — получилось невероятно вкусно!» — рассказывает Артем.

Растительная колбаса против куриных сосисок

Продажи Greenwise за первый квартал 2020 года составили 7,5 млн рублей. Добиться такого результата было непросто. По словам Артема, первое время они с Георгием с сумками, набитыми растительным мясом, сами объезжали магазины, рассказывали про свою продукцию, уговаривали взять пробную партию. Приходилось преодолевать и массу предубеждений. Например, многие считают, что соя и пшеница обязательно генномодифицированны, а горох выращивают с помощью нитратных химических удобрений.

«Соя — полезное растение, незаслуженно дискредитированное производителями мясной продукции. Надпись “без сои” на колбасах или сосисках заставляет потребителей воспринимать сою как вредную для здоровья добавку. Между тем соя содержит не только растительный белок, но и витамины группы В, минералы, такие как калий, кальций, железо. Мы закупаем сою на Дальнем Востоке, пшеницу — в Амурской области, горох — на Алтае. Это безопасное, экологически чистое сырье без ГМО и химических примесей, и контроль качества у нас строгий, мы соблюдаем российское законодательство, запрещающее производство в России ГМО-продукции», — объясняет Артем.


Greenwise оказался единственным российским стартапом, ставшим резидентом известного берлинского акселератора ProVeg. Инвестраундов, по словам Артема, в акселераторе не было, зато было множество мастер-классов, знакомств с мировыми экспертами в области производства растительной еды, которые помогли выработать стратегию компании, наметить дальнейшие шаги по ее продвижению и развитию.

 

Основатели стартапа планируют покорить европейский рынок и, возможно, открыть небольшое производство в Европе, выпускающее сертифицированные органические продукты. Похоже, для таких амбициозных планов есть основания — мировой рынок вегетарианских продуктов стремительно развивается: по оценкам независимых экспертов, уже через 5 лет его объем превысит $20 млрд. Билл Гейтс вложил $108 млн в проект по выращиванию искусственного мяса и сыра. За сокращение потребления мяса борются и диетологи, и экологи.

А поесть вегетарианской еды теперь можно не только в «Джаганнате» или «Авокадо», но почти в любой сети фастфуда: включать в меню растительные бургеры, латте на миндальном и овсяном молоке, соевые сосиски и веганские десерты становится хорошим тоном.

Источник: Инвест-Форсайт