Стимулирование потребительского спроса - главный рецепт вывода российской экономики из кризиса, порожденного пандемией коронавируса, считает ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. По его мнению, одним из элементов для стимулирования спроса может стать введение базового безусловного дохода для ряда категорий населения - идея, которая казалась (да и до сих пор кажется) довольно радикальной.

Об этом, а также об особенностях национального плана по восстановлению экономики и о том, почему снижается курс рубля, шла речь на "Деловом завтраке" в "Российской газете". Смотреть видео >>>

Правительство на днях утвердило план восстановления экономики. Помимо очевидных экономических мер в нем большое внимание уделено "цифре" и субсидиям. Как вы оцените его в целом?

Михаил Эскиндаров: Хочу обратить внимание, что самая важная задача на сегодня - восстановление потребительского спроса. Без этого ни одна страна, ни одна экономика никогда не выходила из ситуации, подобной той, в которой мы находимся. Поэтому кроме тех пунктов, которые вы перечислили, больше всего важна адресная поддержка населения, содержащаяся в плане.

При этом хорошо, что там предусмотрена масштабная поддержка реального сектора экономики. Без этого на подъем ВВП тоже рассчитывать не приходится. Но все-таки это план стабилизации, а не план экономического роста. Представляется, что акцент сделан на восстановление и стабилизацию, а нам нужен, и об этом постоянно говорит президент, - переход к динамичному росту. Ему также способствовало бы и дальнейшее расширение участия Банка России в создании благоприятных условий для национального экономического развития. Нужна не только стабилизация экономики, но и ее переход к динамичному росту.

Минэкономразвития в своем прогнозе социально-экономического развития на ближайшие годы тоже делает очевидный упор на восстановлении спроса, который потянет за собой и экономику. Но реально ли не только выбраться из провала в ВВП, но и начать расти достойными темпами?

Михаил Эскиндаров: На самом деле сегодняшняя ситуация в российской экономике не так уж плоха, особенно по сравнению с другими странами. Во всяком случае, по сравнению с ведущими экономиками мира, где падение ВВП из-за пандемии и ограничений было значительно больше, чем у нас.

Что нам помогло сохранить сравнительно хорошие показатели? У нас работал реальный сектор экономики. Кроме того, люди были поддержаны правительством адресно. Это, конечно, сыграло особую роль и для самих людей, и для сокращения падения потребительского спроса.

В пандемию еще и обострился вопрос о роли и месте малого и среднего бизнеса в экономике. В нем занята значительная часть наших граждан. Я неоднократно говорил о том, что средний и малый бизнес должен сопровождать развитие реального сектора экономики, развитие крупного бизнеса. Значимая роль малого бизнеса в развитых экономиках в период пандемии как раз сыграла злую шутку с их экономиками, потому что кризис затронул именно эти сферы, которые к нему относятся - в первую очередь туризм и общепит. Но это не значит, что малый и средний бизнес не надо развивать. Сейчас и правительственный план, и другие меры должны быть направлены на поддержку так много потерявших малых и средний предприятий, и на адресную поддержку людей.

Много сейчас говорится и о базовом безусловном доходе. Его предлагают ввести в разных видах - для безработных, для малоимущих, или вообще для всех. Нужно ли нам вводить безусловный базовый доход, особенно с учетом того, что от этой идеи пока отказались, например, в Швейцарии и Финляндии? Стоит хорошо подумать. Но мне кажется, что в том или ином виде как инструмент для подъема экономики в ограниченный период времени он будет реализован.

Стабильность курса рубля явно не помешала бы восстановлению экономики. Но в последний месяц российская валюта серьезно подешевела. Почему, какие факторы здесь первичны - объективные или все же эмоциональные?

Михаил Эскиндаров: К сожалению, здесь играет роль далеко не только экономика, но и политика. Это и ситуация у наших ближайших соседей - Беларуси, обострившиеся до предела отношения Азербайджана с Арменией. Это тоже очень важный фактор, который может повлиять на динамику рубля. Наконец, еще один очень тревожный для нас фактор (хотя я бы это не считал совсем прямой угрозой) - итоги ноябрьских президентских выборов в США. Все эти внутренние экономические и внешние политические факторы имеют объективный характер, который, конечно, усиливается эмоциональным восприятием текущей и ожидаемой ситуаций. Но в целом, если обстановка будет благоприятной, то, полагаю, курс рубля может вернуться в коридор 70-75 за доллар и удержаться там. А если ситуация не изменится - вероятно, будет дешевле.

Продолжение "Делового завтрака" с Михаилом Абдурахмановичем Эскиндаровым читайте в ближайших номерах "Российской газеты"