Статья декана факультета социологии и политологии Александра Борисовича Шатилова о том, как регулирование в стиле «запретить и не пущать» мешает развитию инноваций. Читать в "Известиях" >>>

 

***

В опубликованном недавно «Глобальном инновационном индексе» (GII) Россия заняла 46-е место, оказавшись по уровню развития инноваций между Вьетнамом и Чили. На позиции стран в рейтинге влияют 80 критериев, в том числе такие как регуляторная среда и качество регулирования: по этим показателям Россия занимает 90-ю и 96-ю строчки, на уровне Сенегала и Гватемалы. У государства есть понимание, что ситуацию нужно менять. Но зачастую прогресса в этом вопросе не происходит: избыточные ограничения и низкое качество ряда принимаемых законов до сих пор тормозят развитие экономики.

Свежий пример: недавно Минздрав России заявил о планах приравнять к обычным сигаретам системы нагревания табака и бестабачные электронные вейпы, поскольку в них так или иначе содержится никотин. Подход в духе «всех под одну гребенку», конечно, самый простой, но далек от реальности. Даже человеку, далекому от темы, понятно, что в одних устройствах табак есть, а в других — нет. Это технологически разные сегменты потребительского рынка. Так, в Европейском союзе законодательно отделяют вейпы (электронные сигареты, где испаряется жидкость) от сигарет и систем нагреваемого табака. Предоставляя потребителю право на информированный выбор, законодательство ЕС, например, разрешает рекламу вейпов в специализированных СМИ и не запрещает их выкладку в магазинах. Если же следовать логике отечественных чиновников, нужно одинаково регулировать не только электронные и обычные сигареты, но и никотиновые жвачки, пластыри, а также баклажаны, картофель и помидоры, поскольку в них тоже содержится никотин.

Более того, принимая во внимание научные данные, во многих странах мира власти поддерживают вейпы как инновационный способ отказа от курения. Британские коллеги российских чиновников от медицины (Public Health England) заявляют, что вейпинг менее вреден, чем курение. А исследование табака и никотина, проведенное Оксфордским университетом, констатировало, что использование вейпов без табака может привести к сокращению смертности, связанной с курением, на 21%.

Задумка Минздрава может интересным образом повлиять на выполнение целей самого министерства. В последнем послании Федеральному собранию президент РФ поручил довести продолжительность жизни россиян до 80 лет. В этом разрезе примечательны выводы австралийских и новозеландских ученых. Они выяснили, что увеличение числа вейперов в целом позитивно скажется на продолжительности жизни населения, а суммарный экономический эффект от замещения табака вейпами только для этих относительно малонаселенных по сравнению с Россией стран может составить миллиарды долларов США. Ситуация выглядит так, как будто российский Минздрав тормозит развитие перспективной экономической отрасли.

С экономической точки зрения электронные вейпы — пока ничтожно малый по сравнению с табаком альтернативный субъект экономики. По данным Федерального казначейства, в прошлом году налоговые поступления от продажи электронных сигарет и жидкостей к ним составили 151 млн рублей, тогда как доходы от нагреваемого табака превысили 5 млрд рублей, а от обычных сигарет — в сотни раз больше, почти 600 млрд рублей. Можно предположить, что уравнивание в правах обычных сигарет и нагреваемого табака / вейпов, с одной стороны, повысит доходы бюджета, с другой стороны, будет явно не на пользу инновациям.

Каковы последствия, если инициатива обретет силу закона, помимо самого очевидного — разорения части малого бизнеса? Как только вейпы приравняют к сигаретам, будет существенно ограничен доступ к информации об этих устройствах, а значит, у потребителей резко снизится информированность и, следовательно, свобода выбора. А там, где заканчивается открытость, обычно начинается подполье — рынок может быстро уйти из легального сегмента в теневой. Это сократит рабочие места и те немногие налоговые поступления, который в случае более взвешенного регуляторного подхода могли бы пойти вверх. Получится, что государство, с одной стороны, ограничит потребителя, который имеет сейчас в виде вейпов альтернативу курению с меньшим риском для здоровья, а с другой — даст по рукам малому бизнесу, который уже инвестировал в этот рынок и был бы рад создавать рабочие места и платить налоги.

Развитие новых направлений на рынке привлекает инвесторов. Однако главное, что их привлекает, — стабильность условий, в которых бизнес будет развиваться. Ужесточение законодательства относительно вейпов в очередной раз покажет, что развивать бизнес в России — крайне рискованная задача, ведь в любой момент правила игры могут измениться. Зачастую наше законодательство, как артиллерия вековой давности, «бьет по площадям», не видя значимых нюансов внутри регулируемой отрасли.

На самых верхних этажах власти неоднократно говорилось, что необходимо создавать условия для экономического рывка, перехода от сырьевой экономики к инновационной, развития малого и среднего предпринимательства. Однако практика показывает, что многие российские чиновники предпочитают принцип будочника Мымрецова — «держать и не пущать». При таком подходе нам еще долго ждать успешного развития и диверсификации экономики.