Статья научного руководителя факультета "Прикладная математика и информационные технологии", директора Института развития цифровой экономики Б.Б.Славина в "Forbes" >>>

***

Искусственный интеллект не угрожает рынку труда. Если создать населению условия для смены профессионального профиля, предвосхищать потребности в кадрах и вовремя переучивать людей, можно вообще свести безработицу к нулю.

О цифровом будущем распространено много мифов. Главный из них — миф о том, что всех ждет массовая безработица из-за внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные отрасли экономики. Даже такие профессии, как юристы, врачи, учителя, по мнению некоторых цифровых визионеров, будут заменены виртуальными программными роботами (ботами). В качестве аргумента обычно приводят созданный компанией IBM суперкомпьютер «Ватсон», который, анализируя практику лечения сотен миллионов больных, ставит диагнозы лучше любого врача.

Теория тотальной безработицы в условиях цифровизации предполагает, что для поддержания экономики в будущем достаточно небольшого числа людей, своего рода цифровой элиты, большинство же населения будет получать пособие или похожую на пособие зарплату и просто проживать свое время. Надо сказать, этой теории придерживаются не только футурологи, но и некоторые политики, экономисты и бизнесмены. Они говорят о том, что не стоит давать хорошее образование всем гражданам, чтобы у них не было потребности становиться той самой элитой, ведь для всех творческой работы не хватит.

Правда ли, что мир обречен на безработицу в эру искусственного интеллекта? Да, цифровые технологии сегодня успешно заменяют человека: мы все реже посещаем офисы банков, решая свои финансовые проблемы через смартфон и компьютер, все чаще заказываем товары и бронируем гостиницы в интернете, а новости узнаем не из газет, а от своих «френдов» в социальных сетях. И по этой причине сотрудники банков, магазинов, турфирм, радиостанций и СМИ сегодня массово теряют работу.

Происходит большее расслоение трудовой деятельности с точки зрения ее интеллектуальности и творческой направленности. Появление интернет-магазинов и агрегаторов такси сделало процесс покупки товаров и услуг для покупателя более простым и эффективным. Также оно создало огромный рынок труда для таких профессий, как курьер или водитель, которые не требуют особых интеллектуальных компетенций. Неслучайно сегодня можно встретить курьера и водителя как малограмотного и из далекой азиатской республики, так и жителя столицы с высшим образованием. Но как раз рутинная, не требующая креативных и интеллектуальных навыков работа лучше всего заменяется инструментами искусственного интеллекта. Уже сегодня тестируются технологии беспилотного транспорта, доставки товаров с использованием дронов и т. п. Вроде бы выхода нет — человек как рабочая сила перестает быть нужным.

Спрос на профессионалов

Но есть и обратные процессы в экономике. Повышение производительности труда за счет цифровизации, внедрение инструментов информационного самообслуживания и искусственного интеллекта снижают стоимость производимых товаров и услуг. В результате у населения появляется возможность приобрести что-нибудь новое, на что у них раньше не было средств. Люди все больше инвестируют в покупку современных гаджетов и в коммуникации, в свое здоровье, в образование, в культурное общение. Поэтому в таких отраслях, как высокотехнологичное производство, образование, социальное обеспечение, медицина и наука, сегодня наблюдается дефицит квалифицированных кадров.

Вообще говоря, безработица возникает не из-за повышения производительности труда и внедрения технологий искусственного интеллекта, а из-за несоответствия текущих компетенций населения изменившимся требованиям экономики. Появление стиральной и посудомоечной машин облегчило семейный быт, но не уничтожило семью — просто у домохозяек появилось время для работы и творческих занятий. Аналогичный процесс протекает и в масштабах всей экономики: в результате автоматизации появляется больше возможностей для творческой работы.

Но для этого необходимо регулировать рынок труда. В первую очередь за счет ограничения на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Россия сегодня находится на 74-м месте по размеру МРОТ, уступая таким странам, как Тунис, Албания, Китай, Иран. МРОТ в России в 10 раз меньше, чем в Германии и Великобритании, и в 20 раз меньше, чем в Швейцарии. Именно поэтому в нашей стране бизнесу выгоднее платить за доставку товара курьеру, чем покупать и ставить постоматы для самообслуживания.

Необходимо «отвязать» величину МРОТ, которая используется для расчета налогов, штрафов и иных не связанных с оплатой труда выплат, от регулирования стоимости труда. Повышение зарплаты приведет к росту потребления тех самых новых услуг в здравоохранении, образовании, высокотехнологичном бизнесе, что, в свою очередь, создаст и дополнительные рабочие места. В том числе и для тех самых «предпенсионеров», которые сегодня оказались в ситуации, когда их лишили одновременно и пенсии, и возможности зарабатывать.

Именно низкая стоимость рабочей силы делает выгодным труд гастарбайтеров, которые оказывают низкопрофессиональные услуги и при этом не формируют спроса на услуги и товары внутри страны. Если создать условия мобильности для населения, предвосхищать потребности в кадрах и вовремя переучивать людей, можно вообще свести безработицу к нулю. Безработица — это показатель негибкости экономики, и цифровые технологии, которые развиваются сегодня чересчур стремительно, эту негибкость делают очевидной.

Рука об руку с роботом

А как же «Ватсон», который легко заменяет среднего врача? Действительно, обработка больших массивов медицинских данных, накопленных тысячами врачей, позволяет диагностировать болезнь более точно, чем это сделает участковый доктор. Но в этом нет ничего нового. Работу, которую делает «Ватсон», много веков вели врачи-исследователи, собирая вручную опыт практикующих коллег и выявляя закономерности, формулируя общий подход к диагностике и лечению. Однако созданные ими общие методики не заменили участковых врачей. Просто издаваемые ими книги, словари и энциклопедии стали использоваться в практике лечения. Примерно то же самое произойдет и с искусственным интеллектом в медицине: «Ватсоном» и его аналогами будут пользоваться врачи в стандартных случаях, больше времени уделяя сложным ситуациям.

Сегодня медицина развивается еще быстрее, чем цифровые технологии. Но новые лекарственные препараты и диагностическая аппаратура требуют участия «живых» врачей, и «Ватсон» здесь не поможет. Потребность во врачах (так же как и в учителях, ученых, социальных работниках) будет лишь возрастать, хотя их работа станет в большей степени коллективной и исследовательской, чем просто диагностической.

Можно сказать, что искусственный интеллект, обгоняя по производительности разум человека, создает условия для появления коллективного интеллекта, мощь которого неизмеримо выше возможностей самых продвинутых программ и ботов. Но надо создать условия для такого развития, сделав основным инвестором в цифровизацию экономики и развитие новых интеллектуальных услуг не государство (как это пытаются реализовать в рамках национальных проектов), а само население и бизнес. Этого, увы, не понимают российские цифровые визионеры.