Статью научного руководителя факультета прикладной математики и информационных технологий Бориса Борисовича Славина о важности интеграции всех систем соцобеспечения для повышения адресности поддержки пожилых читайте в газете "Ведомости" >>>

***

2018 год запомнится в России не только как год проведения в нашей стране мирового первенства по футболу, но и как год пенсионной реформы. Пожалуй, впервые в новейшей российской истории реформа одного из социальных институтов вызвала такую неоднозначную реакцию в обществе, что президенту пришлось лично участвовать в разъяснении гражданам необходимости реформирования, жертвуя своим авторитетом социально ориентированного лидера. Основная ошибка реформы, на мой взгляд, связана с тем, что она касалась исключительно финансовой сферы, пенсий. Но финансы – это лишь часть социального обеспечения, необходимого для поддержки граждан пожилого возраста, которые уже не могут выполнять тот же объем работы, что и их молодые коллеги, и при этом, несмотря на то что Пенсионный фонд России располагает огромными средствами, размер всех пенсий намного меньше того, что реально расходуют пожилые люди. Многие из пенсионеров продолжают работать, кто-то смог отложить на старость или получает дополнительную корпоративную пенсию, кто-то сдает квартиру, кто-то занимается садоводством, кому-то помогают дети и благотворительные организации и т. п. Все это многообразие социального обеспечения пенсионеров необходимо учитывать.

Если бы в 2018 г. к реформе подошли именно с позиций защиты старшего поколения и учли разный характер работы и достатка пожилых людей, такого социального негатива, на мой взгляд, не было бы. Для одних граждан перенос срока выхода на пенсию не является существенным ухудшением их уровня жизни, для других, наоборот, имеет большое значение. Например, для ученых и преподавателей вузов даже 65 лет не критический для продолжения работы возраст – наоборот, многие ученые именно к этому времени достигают пика в своей научной карьере. А некоторые пожилые люди – родители обеспеченных детей, благодаря которым они могут позволить себе не работать, даже еще не достигнув пенсионного возраста. И наоборот: есть и такие профессии, на которых уже после 50 лет нельзя быть эффективным, и есть семьи, где дети не только не могут помочь родителям, но и сами нуждаются в помощи с их стороны. Чтобы снизить негативные последствия реформы для граждан, необходимо встроить пенсионное обеспечение в экосистему всех социальных сервисов. И вот здесь как раз могут помочь те самые цифровые технологии, о которых сегодня много говорится, но используются они пока мало.

Цифровизация для адресности

Мои коллеги из Финансового университета при правительстве провели научно-исследовательскую работу, посвященную методологии создания единой цифровой платформы для социальной сферы. Сегодня только на федеральном уровне существует множество государственных информационных систем (ГИС), требующих интеграции, среди них автоматизированная информационная система (АИС) «Регистры получателей услуг», АИС ПФР, федеральный реестр инвалидов, единая интегрированная информационная система «Соцстрах», ГИС обязательного медицинского страхования и др. Частично роль интеграции ведомственных систем возложена на единую ГИС социального обеспечения, но она не позволяет объединять работу различных организаций и граждан, т. е. не может быть цифровой платформой.

Цифровые платформы уже стали мейнстримом развития бизнеса. Сервис Booking.com объединил сотни тысяч гостиниц по всему миру, цифровые агрегаторы такси позволили договариваться напрямую пассажиру и водителю, цифровые маркетплейсы (Amazon, Alibaba) предоставили возможность интернет-магазинам и производителям товаров получить единую площадку для продвижения своих услуг и использовать общие логистические схемы доставки товаров – примеров множество. Однако у цифровой платформы социального обеспечения более сложная задача: объединить не только ведомства, не только граждан, но и негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги. Причем такая интеграция не должна быть сложной или затратной для участников. Внедрение цифровой платформы, которая должна быть открытой для большого числа участников, потребует использования современных инструментов криптозащиты, включая технологии блокчейна, защищенные мобильные платформы и т. п. – все то, что сегодня описано как прорывные технологии в нацпроекте «Цифровая экономика», но что пока не находит применения в области информатизации государства.

Цифровая платформа социального обеспечения позволит реально оценивать уровень качества жизни пожилого или нуждающегося в помощи человека, учитывая не только его заработок, но и семейное положение, наличие у него дополнительного медицинского страхования и участие в негосударственной корпоративной пенсионной системе, наличие или отсутствие у него льгот, инвалидности и т. п. Сегодня финансовая поддержка часто оказывается исходя из слишком упрощенной, не всегда проверенной информации, и в результате ее получателями не всегда становятся те, кто в ней действительно нуждается, – ей не хватает адресности. Более того, такую поддержку подчас не получают нуждающиеся граждане, которые стесняются доказывать свою нужду. Электронные очереди в службах социального или пенсионного обеспечения – это, конечно, прогресс, но по-хорошему пожилые люди вообще не должны стоять в очередях или чего-либо просить. Цифровая платформа как раз и должна стать инструментом адресной помощи.

Дело не только государства

Однако важно не только сделать социальные сервисы более персонализированными, учитывающими потребности конкретного человека, его здоровье, возможности или проблемы его семьи, но и вовлечь в этот процесс самих граждан, бизнес и негосударственные организации. Сегодня многие работодатели развивают свои корпоративные пенсионные и страховые программы; на уровне муниципалитетов создаются различные досуговые центры для пенсионеров. Деньги не единственный инструмент повышения качества жизни, иногда необходимо просто обычное внимание, особенно одиноким людям. Но для этого к цифровой платформе, где имеется информация о гражданах, – разумеется, с соблюдением требований законодательства – должны иметь доступ все, кто так или иначе помогает пожилым людям повысить качество их жизни.

Цифровая платформа призвана организовать общество для создания человекоориентированной социальной среды. Уже упомянутый мною сервис Booking.com популярен не потому, что он предоставляет в удобном виде данные почти обо всех гостиницах, а потому, что люди с его помощью делятся информацией о гостиничных услугах друг с другом: именно рейтинги пользователей создают ценность сервиса. Цифровая платформа социального обеспечения также должна позволить сделать социальную сферу общим делом всего населения, а не только расходной статьей государства. К сожалению, российские чиновники пока еще не мыслят в таких категориях. Они пытаются сами всем помогать, за всех все решать. И получается так, как получилось с пенсионной реформой.