Премьер-министр Дмитрий Медведев высказался против глобальных изменений Конституции. Правки в Основной закон могут касаться лишь актуализации статуса органов власти и развития тех или иных прав. Такое мнение российский премьер обозначил в своей статье "25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью", опубликованной в журнале "Закон".

Профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета, доктор юридических наук Сергей Герасимович Павликов принял участие в обсуждении темы в эфире программы "Актуально" на "Радио России".

Слушайте аудиозапись эфира >>> .

Несмотря на слова главы правительства о том, что нужно беречь Конституцию, с каждым годом всё меньшее число граждан согласно опросам Левада-центра способно припомнить, что, собственно, отмечается 12 декабря. А оценки того, соблюдают власти или не соблюдают Конституцию, скорее, настроенчески интуитивны, потому что Основной закон – явно не бестселлер книжного рынка, его в принципе мало кто читал. Почему россиянам не интересен свод самых главных правил жизни российского общества?

С.Павликов: Я бы здесь поспорил. Всё большее количество лиц интересуются Конституцией России. Это я могу наблюдать на молодом поколении, на студентах, которых мы готовим и обучаем. Они подходят, задают вопросы.

Но я готов честно сказать, что многие из них, да, сомневаются в том, что Конституция должна быть неизменна. Тем не менее, надеюсь, что мы находим способы убеждать их в том, что Конституция – это наше, юристов, детище. Это тот результат, который обеспечил 25 лет баланса в нашей стране в это сложнейшее время. Она была принята тогда, когда ситуация в стране была крайне негативной с точки зрения как социально-экономической, так и политической. Страна тогда была на грани гражданской войны. В любом случае мы добились результата – 25 лет стабильности. За одно только это к данному документу уже следует относиться уважительно, потому что он принят в то время, когда были реальные шансы потерять часть России. И мы это исключили, приняв Конституцию.

Второй момент. Нет идеальных конституций. В конституции нельзя предусмотреть всё. Как говорит Валерий Дмитриевич Зорькин, она принималась, например, тогда, когда Интернет был в зачаточном состоянии, но это не значит, что нужно писать о праве на Интернет. Оно там есть. Там написано, что "перечисление прав и свобод не означает умаления других общепризнанных прав и свобод". Конституция написана на очень долгое время.

В российской Конституции и законодательной системе оптимальный баланс прав и ответственности различных ветвей власти достигнут?

С.Павликов: Тогда в Конституции удалось записать то, что сейчас многие пытаются оспаривать. Что права и свободы – это главная высшая ценность. Всё остальное вторично. Вторичны интересы общества и государства. И президент, будучи гарантом Конституции, обеспечивает этот важнейший постулат. А посягательства на него имеют место. С таким посылом мы можем, по крайней мере, требовать от власти соблюдения той же ст. 18 Конституции России, где написано, что "права и свободы определяют смысл законов и деятельность власти".

Последние "крылатые" фразы, которые были произнесены российскими чиновниками, говорят о том, что у населения незнание самими чиновниками основ Конституции всегда вызывает в лучшем случае улыбку. В Основном документе прописано то, на что должны чиновники обращать какое-то внимание? Они вообще изучают Конституцию перед тем, как к своим обязанностям приступить? Ведь "крылатые" фразы про то, что "надо питаться макарошками", или про то, "как рожать и кто о ком должен заботиться о детях", говорят о том, что, к сожалению, в чиновничьем аппарате есть люди, которые не знают основного документа страны?

С.Павликов: Такой факт есть. После прохождения в университете курса "Конституционное право" все студенты точно уже не спутают муниципальную ветвь власти с ветвью государственной власти. Они имеют представление о том, что такое местная муниципальная власть, что такое местное самоуправление. Но когда приходится общаться с теми лицами, которые работают в системе, они говорят, что входят в систему органов власти Москвы, что относятся в зависимости от уровня чиновника к управе или к префектуре. И когда их поправляешь, что они работают в системе местного самоуправления и вообще не относятся к системе органов власти, что так говорится в Конституции, в ответ слышишь, что всё это ерунда, это такая тонкость, которая не имеет принципиального значения. А ведь это имеет принципиальное значение с точки зрения расходования бюджетных средств, с точки зрения ответственности при выполнении своих обязанностей. Я очень надеюсь, что нынешнее поколение студентов интересуется Конституцией и знает её. Конституция России нам дана на долгие годы.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.