Статья декана факультета социологии и политологии Александра Борисовича Шатилова о рациональном подходе к одному из самых острых социально-политических вопросов.

Миграционная проблема — одна из наиболее спекулятивных тем. При этом чаще всего сталкиваются две полярные точки зрения. Одну из них представляют адепты толерантности и «общечеловеческих ценностей», которые отстаивают «европейский» подход к миграционной политике, предполагающий активное привлечение в страну граждан ближних и дальних государств. Другая крайность — мигрантофобские настроения, особенно распространенные на бытовом уровне, типа «понаехали тут».

Как и большинство других острых проблем, «мигрантский вопрос» не имеет быстрого и прямолинейного решения. Более того, современная Россия, позиционирующая себя как умное, рациональное и вежливое государство, просто обязана подходить к нему аккуратно и прагматично.

Это хорошо прослеживается по заявлениям Владимира Путина последних лет. С одной стороны, президент реально оценивает угрозы, связанные с широкой и, главное, неконтролируемой миграцией, с другой — понимает, что наша страна в условиях демографической ямы не должна отказываться от дополнительных рабочих рук, а тем более мозгов.

Российским мегаполисам, да и просто большим городам явно требуется непритязательная в плане зарплат массовая рабочая сила. Гастарбайтеры страхуют нас на самых непрестижных направлениях. Ведь уже практически всем ясно, что не только москвичи, но даже менее избалованные жители регионов вряд ли пойдут в чернорабочие, ассенизаторы или полотеры. А без этих скромных тружеников наши городские центры быстро придут в состояние разрухи и запустения. При этом не очень дальновидными с государственной точки зрения являются предложения заменить мигрантов жителями российской глубинки. Во-первых, отечественная провинция еще в большей степени, чем мегаполисы, испытывает демографический кризис и ее кадров явно не хватит для полноценного «кормления» больших городов; во-вторых, нам нельзя окончательно опустошать провинцию, изымая оттуда последние трудовые ресурсы. С этой точки зрения гастарбайтеры безальтернативны.

В то же время миграционную проблему нельзя пускать на самотек. Об этом опять же неоднократно говорил Владимир Путин. В частности, анализируя негативный опыт «политики открытых дверей» Евросоюза, он справедливо отмечал, что неконтролируемые потоки мигрантов приносят всплеск преступности, конфликты на национальной и религиозной почве, социальное напряжение. Поэтому российские власти предпринимают усилия, чтобы ввести миграцию в рациональные и контролируемые рамки. С одной стороны — создать для приезжих достаточно привлекательные условия трудовой деятельности и упрощенный порядок получения российского гражданства (особенно для беженцев с Украины), с другой — минимизировать издержки от их «несистемной» активности. В этом плане, например, весьма примечателен подписанный президентом в 2015 году закон, который предусматривает возможность депортации из России даже легальных мигрантов, которые работают не по профессии, указанной в разрешительных документах или патенте. Профильные управления МВД и других силовых структур активно занимаются профилактикой экстремистской и террористической деятельности.

Особо следует сказать о «миграции мозгов». До последнего времени статистика свидетельствовала о том, что Россия в этом плане является донором для США и развитых государств Европы. Сейчас этот процесс приторможен. Однако и наша страна имеет свою привлекательность для квалифицированных и образованных мигрантов. Это касается прежде всего граждан бывших республик СССР, большинство которых сейчас уступают РФ и в финансовом, и в технологическом, и в культурном отношении. Соответственно, требуется активная работа по привлечению в Россию необходимых нашей стране классных специалистов. На мой взгляд, тут не стоит замыкаться на постсоветском пространстве. В той же самой Европе, помимо благополучных Франции, Германии, Великобритании, есть целый ряд «периферийных» стран, которые могут стать источником пополнения кадрового потенциала России. Это касается, например, Балкан (Сербия, Черногория, Македония, Босния), а также государств Центральной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия). Эти страны исторически обладают хорошей образовательной базой, готовят высококвалифицированные кадры, имеют неплохие научные школы. И не стоит мелочиться и стесняться их «перекупать». Это нормальная международная практика. Нужно обратить «мозговые потоки» в направлении России. Это окупится сторицей!

Источник: Известия