ВЫПУСК ПРОГРАММЫ "АКТУАЛЬНО" НА "РАДИО РОССИИ" С УЧАСТИЕМ Л.И.ГОНЧАРЕНКО >>>

Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заявил, что правительство не намерено менять налоговый режим в течение ближайших шести лет.

Для ускорения роста экономики до уровня не менее 3 процентов в год необходимо привлечение инвестиций, а государство должно создавать для этого условия. В первую очередь, подчеркнул А. Силуанов, это налоги. В течение шестилетнего цикла мы не будем менять налоги. Нас спрашивают, а что будет меняться. Безусловно, определённая настройка произойдёт. Также высказался А. Силуанов и о пенсионной реформе. Что всё это значит?

Говорит руководитель департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при правительстве РФ Любовь Ивановна Гончаренко.

Шесть лет без изменения налогов – это хорошо или плохо? Сейчас налоговый режим всех устраивает? Или следовало бы что-то где-то подкрутить, чтобы всё работало более эффективно?

Л. Гончаренко: Конечно, то, что не будут изменяться налоги и, соответственно, налоговый климат с тем, чтобы повысить инфекционную привлекательность страны, не означает, что в налоговом законодательстве ничего не будет меняться. Скорее всего, не будут изменяться налоговые ставки. В лучшем случае будут некоторые изменения в акцизах, в частности, на бензин, поскольку в последнее время цены на бензин значительно выросли, и основная причина этого – именно поэтапное повышение акциза с 1 января и с 1 июля. Возможно, здесь будут какие-то изменения в сторону уменьшения. Другие налоговые ставки, скорее всего, не изменятся.

Но что в этом случае может измениться? Один из моментов, который, безусловно, будет меняться, – это вопрос подхода к налоговым льготам. Уже неоднократно говорилось о том, что налоговые льготы, если мы хотим, чтобы налоговая система работала в сторону развития экономики, повышения эффективности, внедрения инноваций и т.д., должны быть действительно эффективными. К сожалению, на сегодняшний день мы видим, что налоговые расходы бюджета, то бишь недопоступление налоговых платежей из-за применения налоговых льгот, увеличиваются. При этом сказать, чтобы были эффективными налоговые льготы, мы не всегда можем. Для этого сегодня имеются достаточно большие основания.

Ещё один момент в налоговых льготах – это применение налоговых льгот федерального значения, отражённых в федеральном законодательстве. От этого нередко страдают регионы. А мы сейчас говорим о том, чтобы развитие касалось и российских регионов. Поэтому представляется, что здесь возможны изменения. И мы надеемся, что они будут в лучшую сторону с точки зрения повышения эффективности налоговых льгот.

Ещё один момент, на который бы тоже хотелось обратить внимание. Безусловно, изменения, которые будут проводиться в налоговой системе, будут связаны с налоговым контролем, поскольку инвестиционный климат, в том числе, зависит в значительной степени и от взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Для рядового гражданина налоговой контроль где будет усилен? Как это повлияет на обычных наших граждан?

Л. Гончаренко: Скорее всего, речь идёт о том, чтобы изменить отношение бизнеса. Дело в том, что налоговый контроль не так теперь страшен в том смысле, что он работает по принципу рискоориентированного подхода. И если камеральная проверка, то есть проверка деклараций, проводится в сплошном порядке, то выездные проверки, которые, как правило, и будоражили бизнес, сокращены с 2012 года, причём очень значительно. Тем не менее, эффективность повысилась именно за счёт того, что идёт достаточно активная выборка.

Например, проверки IT-компаний привели к тому, что доналогообложение у этих компаний составило где-то порядка 20 процентов. Другие IT-компании, увидев, как проверяют их коллег, сами переоценили свою налоговую базу. Но в любом случае, налоговый контроль сегодня ориентирован на взаимодействие с налогоплательщиками, и этому способствуют налоговый мониторинг и досудебное урегулирование (что не так написано в налоговом законодательстве, что неправильно понял налогоплательщик и что по-другому понимает налоговый орган).

К сожалению, мы иногда принимаем зарубежную практику, не осознавая нашу реальную действительность. А реальная действительность состоит в следующем, что в нашей нефтедобывающей стране действуют одновременно фактически два налога плюс один неналоговый платёж: это транспортный налог и акцизы плюс ещё платежи по ГЛОНАССу. Всё это приводит к тому, что увеличивается транспортная составляющая. Естественно, она касается не только собственников транспортных средств, но и отражается на потребительских ценах, в том числе и на продукты питания. Представляется, что здесь надо разобраться и, возможно, принять решение о том, чтобы, например, транспортный налог всё же был отменён, тем более, что здесь возникает очень много вопросов по взаимодействию налоговых органов и системы ГИБДД. Нередко, когда у машины уже сменился собственник, налоговая платёжка приходит предыдущему владельцу и т.п. Практика большинства зарубежных стран заключается в том, что транспортный налог там уплачивается через акцизы на бензин, но при этом сам транспортный налог не платится. Плюс в России и ОСАГО повышается. В этой системе стоит разобраться с тем, чтобы транспортная составляющая уменьшилась.

И ещё один момент – по поводу НДФЛ. Во-первых, нам представляется, что на сегодняшний день вопрос введения прогрессивной шкалы можно отложить, но при этом постепенно всё-таки надо вести дело к реформе НДФЛ, чтобы перейти к налогообложению совокупного дохода, а не так, как сейчас у нас: доходы по труду – одно, дивиденды – другое и т.д. Во-вторых, нужно разобраться с налоговыми вычетами, с тем чтобы они действительно касались, прежде всего, тех категорий налогоплательщиков, которые в них нуждаются. Это социально не защищённые граждане, лица с маленьким доходом, молодые семьи и семьи с детьми. Ещё один очень важный момент – это вопрос взаимоотношений со страховыми платежами.