Практика показывает, что успешное взаимодействие с органами власти напрямую зависит от существующих практик корпоративного управления. В течение последних лет политики представители органов регулирования и участники рынка во всех странах мира всё больше говорят о необходимости надлежащей политики и практики корпоративного управления. Появляется всё больше примеров того, что эффективное корпоративное управление способствует повышению конкурентоспособности, облегчает для компаний доступ к рынкам капиталов, улучшает отношения с государственными регуляторами и, тем самым, содействует развитию финансовых рынков и обеспечению экономического роста в целом.

На вопросы отвечает декан факультета Международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков.

Добрый день, Константин Константинович. Вы являетесь одним из признанных специалистов в сфере корпоративного управления, в том числе ставшим лауреатом Национальной премии «Директор года» в номинации профессиональный директор госкомпании в 2016 году, организованной при поддержке Ассоциации независимых директоров, РСПП и Росимущества. Какими основными трендами в сфере корпоративного управления Вам заполнился 2017 год и каких изменений вы ожидаете в 2018?

К.П.: Для меня основными трендами 2017 г. является то, что Росимущество (ФОИВ представляющий интересы акционера) стало больше доверять и прислушиваться к мнению членов советов директоров компаний с государственным участием. На мой взгляд, стали более прозрачны и понятны «правила игры», и критерии, по которым отбираются кандидатуры в члены советов директоров. Безусловно, организация процессов и взаимодействий становится более открытой. Необходимо, чтобы данные тенденции получили в 2018 году свое развитие, также хотелось бы чтобы был решен вопрос о введении в составы советов директоров дочерних и зависимых обществ госкомпаний независимых директоров.

Как Вы считаете, какую роль играет опыт выстраивания отношений с органами власти (GR) для независимого директора? Является ли это конкурентным преимуществом?

К.П.: Безусловно, для члена совета директоров компании с государственным участием, это опыт работы с органами власти является конкурентным преимуществом, так как умение договариваться и отстаивать интересы предприятия, на мой взгляд, является одним из основных слагаемых успеха при развитии бизнеса.

В советах директоров существуют комитеты по стратегии, по аудиту, по вознаграждению. Как вы относитесь к идее создания специального комитета по отношениям с органами власти?

К.П.: Отношусь неоднозначно. Необходимо считать издержки на создание и содержание подобного комитета. В компаниях малого и среднего сегмента функции лоббизма могут быть реализованы в рамках комитета по стратегии. А вот для компаний представителей крупного бизнеса для решения круга определенных задач и при поддержке членов совета директоров рассмотрение создания подробного комитета может быть целесообразно.

Какую роль играют профессиональные (отраслевые) ассоциации в сфере корпоративного управления? Обязательно ли состоять в них для карьерного развития?

К.П.: Наверное, не обязательно, но мое мнение желательно. Я лично состою в двух: АНД (Ассоциация независимых директоров — ред.) и РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей – ред.), и данные организации оказывают всестороннюю поддержку своим членам во всех вопросах, касающихся корпоративного управление. Например, АНД предоставляет своим членам приятную дополнительную опцию страховку D&O (directors and officers – ред.), что для меня немаловажно. Если сравнить траекторию моего развития в области корпоративного управления до вступления и после, то во втором случае все происходило более динамично.

Поздравляем Вас с назначением на должность декана факультета Международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ. Какие стратегические задачи Вам предстоит решать на новой должности декана факультета?

К.П.: Если кратко, то привлечение преподавателей практиков, создание базовых кафедр при поддержке работодателей, практикориентированные образовательные программы, в том числе с привлечением зарубежных партнеров.

Если говорить о стратегии, то целью развития факультета является выход в лидеры по подготовке кадров для сферы туризма, спорта и гостиничного бизнеса в Российской Федерации и стать узнаваемыми брендом на международном образовательном рынке.

Источник: GR-NEWS