Накануне оглашения итогов регистрации кандидатов на осенние выборы в Московскую городскую Думу VII созыва, Департамент политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ подвел итоги первых этапов избирательной кампании в столице.

11 июля на площадке информагенства ТАСС прошла пресс-конференция и презентация аналитического доклада, посвященного старту избирательной кампании в Мосгордуму – 2019. Доклад содержит оценку стартовых электоральных позиций кандидатов, анализ их активности в медиа-пространстве и полевой кампании, обзор основных программных тезисов кандидатов, а также анализ нарушений и иных скандальных ситуаций в ходе избирательной кампании в столице.

Участие в разработке доклада принимали сотрудники Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, а также другие ведущие политологи, эксперты в области электоральных исследований.

«Предвыборная кампания в Москве имеет неравномерный характер. В ряде округов наблюдается повышенная конкуренция и активный информационный фон, связанный с выборами. В других округах, напротив, кампания проходит в более спокойном режиме. Большинство выдвинутых кандидатов на первых этапах не ведут активной избирательной кампании.

Мы провели экспертную сессию, в которой приняли участие более 30 человек – это политологи, аналитики, эксперты в области электоральных процессов. В ходе обсуждения были выявлены округа с высокой конкуренцией, политической интригой. Именно на них мы и сосредоточились в своем исследовании.

Нынешняя избирательная кампания имеет ряд особенностей. Во-первых, в выборах впервые не принимает участия Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Все кандидаты, поддерживаемые городскими властями, стали самовыдвиженцами и проводили сбор подписей. С одной стороны – это расширяет возможности кандидатов, но с другой стороны под вопросом – само позиционирование Партии. Сможет ли Партия власти таким маневром добиться успеха – покажут выборы.

Во-вторых, нынешние выборы приведут к серьезному обновлению персонального состава Московской городской Думы – менее половины из числа действующих депутатов вновь выдвинули свои кандидатуры. Только 21 человек из ныне действующих депутатов Мосгордумы выдвинул свою кандидатуру повторно», – заявил в своей вступительной речи Сергей Белоконев, руководитель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ.

Эксперты, работавшие над докладом, а также участники пресс-конференции отмечали ряд особенностей текущей избирательной кампании в Москве. Помимо отсутствия в списке кандидатов представителей партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», формируется особый информационный фон всей кампании.

Есть официальное информационное поле – информация поступает от Московской избирательной комиссии: это данные о подготовке к выборам, о проведении различных этапов избирательной кампании. А также есть информационные поводы, созданные несистемной оппозицией. Это в основном обсуждения скандальных событий, связанных с проблемами на этапе сбора подписей, на этапе выдвижения. Особенно был заметен конфликт между общественницей Нютой Федермессер и Любовью Соболь, которая «затравила» и вынудила Федермессер снять свою кандидатуру. Эксперты отметили, что такой конфликт между либерально настроенными кандидатами – это неспособность либерального сообщества сформировать консолидированную позицию, неспособность договориться и разграничить сферы работы между собой. Это проблема в том числе и таких крупных представителей оппозиции, как «команда Гудкова», «штаб А. Навального».

Кроме того, в информационном поле широко распространены новости о недобросовестном сборе подписей со стороны различных представителей оппозиции, о конфликтах кандидатов с их собственными штабами, волонтерами. Зачастую именно конкуренты, представители других оппозиционных сил и распространяют подобную резонансную информацию. Прежде всего, это ряд резонансных историй, произошедших в ходе подписной кампании с оппозиционными кандидатами, в том числе по обнаружению «фабрик» по изготовлению подписей (например – И. Яшин, Л. Соболь, Д.Гудков).

«Такое поведение оппозиционных кандидатов еще раз подчеркивает их желание только присутствовать в информационном поле – создать резонанс вокруг своего имени, но не проводить полноценную качественную работу в ходе избирательного процесса» - подтвердил выводы доклада политолог Игорь Чистов.

По мере того, как стало очевидно, что оппозиция не справляется с задачей сбора необходимого количества подписей, оппозиционные кандидаты начали нагнетать информационный шум по поводу неизбежности своего снятия с выборов по «политическому решению» власти. Таким образом – оппозиция дискредитировала свой сбор подписей, даже в тех округах, где такая работа реально велась.

Еще одна информационная особенность нынешней кампании – это отсутствие позитивной повестки. В избирательной кампании принимают участие такие медиа-менеджеры, как Роман Бабаян, Наталья Метлина, Андрей Медведев. Однако повестка провластных кандидатов – инерционна, им необходимо сейчас создавать свой информационный фон. Нехватка позитивного контента может сказаться и на явке на выборах в сентябре.

Повестка оппозиционных кандидатов не отличается содержательностью. Отсутствуют конкретные системные решения, способствующие повышению уровня благосостояния жителей города. Эксперты отметили, что у ряда кандидатов отсутствует какая-либо связь с тем избирательным округом. Это заключается и в отсутствии электорального опыта, и в концентрации в своих программах и выступлениях на федеральных, либо городских – более масштабных вопросах и проблемах, без привязки к территориям округа. «Такие кандидаты скорее всего не смогут набрать необходимого числа подписей для регистрации», - отметил Владимир Шаповалов - член правления Российской ассоциации политической науки (РАПН). Это еще раз подчеркивает, что ряд кандидатов нацелен лишь на создание информационных поводов вокруг своей избирательной кампании, нежели, чем на реальную победу и дальнейшую работу в Мосгордуме в качестве народного избранника.

Следующий этап кампании, – регистрация кандидатов, также уже стал поводом для создания конфликтных ситуаций. Такое поведение кандидатов еще раз подчеркивает их желание только присутствовать в информационном поле, но не проводить полноценную качественную работу в ходе избирательного процесса.

Согласно выборному законодательству, для регистрации кандидаты самовыдвиженцы, кандидаты от партий, не представленных в Парламенте, должны собрать подписи, соответствующие не менее 3% от числа избирателей округа, от которого выдвигается кандидат. Сейчас еще идет процесс подсчета и проверки сданных подписей, подписных листов кандидатов, но уже есть определенные результаты. Многие из кандидатов самовыдвиженцев, представителей непарламентских партий не набирают нужного процента подписей избирателей. «Лишь трое кандидатов из семи представителей команды Д.Гудкова смогли собрать подписи в поддержку своей кандидатуры среди избирателей. Похожая ситуация и у партии «ЯБЛОКО», где только половина выдвинутых кандидатов преодолела барьер по сбору подписей в свою поддержку», - подчеркнул политконсультант Максим Васильев.

Оппозиция в ходе выдвижения, сбора подписей, а также в процессе регистрации кандидатов стремится применять методы работы с избирателями, основанные на массовых акциях. Например, 30 июня в центре Москвы был проведен «День сбора подписей». Но результаты заметно «огорчили» представителей оппозиции. Сейчас идет процесс регистрации, в ходе которого, ряд оппозиционных кандидатов может призвать своих сторонников выходить на массовые протестные акции. Однако, как отметили эксперты, «глубинный московский народ» не понимает и не принимает программы и лозунги оппозиции. Люди не готовы поддерживать и защищать кандидатов «на улице», это не свойственно нашей политической культуре.

Участники пресс-конференции отметили глубокий уровень проработки материала, представленного в докладе Финансового университета, а также предложили использовать такой опыт работы в других регионах:

«Исследование, проведенное Департаментом политологии и массовых коммуникаций Финансового университета – это интересный продукт для широкого круга пользователей: и для участников избирательной кампании, и для избирателей, и для журналистов, и для экспертов. Методика исследования может применяться и в дальнейшем – и в других регионах, и на других уровнях выборов», - отметил член правления Российской ассоциации политической науки (РАПН) Владимир Шаповалов.

Однако для больней наглядности, для интересной подачи материала доклада о ходе избирательной кампании в Москве, директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», Александр Сперкач предложил перевести ряд показателей в систему рейтингов. Это привлечет еще большее внимание к материалам со стороны широкого пула читателей.