Logo_RU.png

  Кафедра «Экономика организации»
Департамент правового регулирования экономической деятельности
Факультет экономики и финансов топливно-энергетического комплекса 
Научно-методологического объединение по миграционным и демографическим процессам
Департамент политологии и массовых коммуникаций​
Факультет социологии и политологии 

23-24 мая 2019 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошел VII Международный научный конгресс «Новое в развитии предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции».


В работе Конгресса приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели и аспиранты ведущих экономических вузов, представители учреждений науки, бизнес-сообщества, органов государственной власти и муниципального управления, общественных организаций.

В рамках Конгресса были проведены пленарные дискуссии, секций, дискуссионные площадки.

Дискуссионные площадки были посвящены следующим вопросам:

- Трансформация предпринимательства - от идеи к результату (модератор – доцент Костылева Г.В.).

- Особенности национального предпринимательства: инновационная перезагрузка (модератор – доцент Харитонова Т.В).

- Новые возможности реализации предпринимательских инициатив России в условиях перехода к цифровой экономике (модератор – доцент Крейденко Т.Ф)

- Малый бизнес и средний бизнес: Как удержать клиентов в «цифровом» мире? Relationship management and customer loyalty strategies for small and medium enterprises: How to retain customers in the digital world?

Работа секций проведена по направлениям:

- Инновационное развитие ТЭК: технологии и перспективы (модератор – профессор - Меркулина И.А.).

- Развитие малого и среднего предпринимательства - национальный проект: быть ли не быть? (модератор – доцент Васильева О.Н.).

- Преодоление ограничений экономического роста предприятий промышленности в условиях трансформации экономики (модератор – профессор Шаркова А.В.).

- Новые технологии социального инвестирования в условиях трансформации российской экономики (модератор – профессор Измайлова М.А.).

- Инвестиционная миграция: концепции и перспективы (модераторы – главный научный сотрудник, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Галас М.Л., руководитель Центра по научному взаимодействию с общественными организациями, СМИ и органами государственной власти Института этнологии и антропологии Российской академии наук Зорин В.Ю.).

Направление инвестиционной миграции на площадках конгресса. Российская Федерация является одним из основных мировых реципиентов внешних мигрантов, в том числе пребывающих с целью осуществления экономической деятельности. Экономические миграционные процессы динамичны, взаимосвязаны с глобальным миром, могут внести свой вклад в рост ВВП принимающих государств, но также таят в себе риски, угрозы и опасности для национальных интересов реципиентных стран. Современные реалии экономических миграционных процессов требуют новых подходов и гибких механизмов их регулирования.   

На пленарном заседании конгресса актуальные вопросы регулирования экономических миграционных процессов рассмотрела Бокова Людмила Николаевна, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Людмила Николаевна, отметила приоритетность для Совета Федерации Российской Федерации темы миграционной политики и ее законодательного обеспечения, важность обсуждения этой темы в научном экспертном сообществе. Законодатель России, подчеркнул Сенатор, решает вопросы противодействия нелегальной миграции, получения гражданства Российской Федерации, правового статуса беженцев, особенно регулирования современных миграционных потоков. По оценкам ООН в мире насчитывается 260 млн. международных мигрантов, свыше 3% населения Земли. Россия принимает на себя вызовы глобальной миграции. В 2019 году должна быть завершена подготовка к принятию двух глобальных договоров ООН – по миграции и беженцам. По этим документам отсутствует консолидированная позиция мирового сообщества, но Россия прилагает усилия для завершения этого договорного процесса, рассматривая эти договоры, как вектор законодательного процесса в сфере миграционной государственной политики.

Докладчик охарактеризовал важнейшие законодательные акты Российской Федерации в сфере миграции с 2015 года, когда произошел значимый переход к патентной системе осуществления трудовой деятельности. Иностранных граждан, обратившихся за разрешительными документами на проживание или ведение трудовой деятельности, законодательство обязывает подтвердить знание русского языка, основ законодательства и истории России. Такая мера, по мнению Боковой Л.Н., направлена на защиту и обеспечение безопасности от злоупотреблений в отношении трудящихся внешних мигрантов. Субъекты Российской Федерации получили возможность регулировать количество пребывающих на их территорию мигрантов, пополнять региональные бюджеты за счет средств от продажи патентов. Только в 2018 году было оформлено, информировал Сенатор, 1 млн. 600 тысяч патентов. В ряде регионов (г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Воронежской, Иркутской Калужской, Самарской областях, Краснодарском крае) созданы многофункциональные миграционные центры, в которых оформляются необходимые документы, проводится медицинское освидетельствование мигрантов. Федеральным законом закреплена обязанность работодателей отчислять взносы в фонд социального страхования за иностранных работников, что позволяет обеспечить мигранту будущую страховую пенсию. Трудящимся иностранным гражданам представляется право получения пособий по временной нетрудоспособности. В 2018 году граждане государств, входящих в состав ЕАЭС, работающих по трудовому договору, получили возможность оформлять безвозмездно полисы обязательного медицинского страхования.

Остаются вопросы, требующие дальнейшего решения. Как пример, докладчиком приведена высокая стоимость в отдельных регионах патентов, что приводит к уходу внешних трудовых мигрантов «в теневую» сферу деятельности. Формализм проведения комплексного экзамена для мигрантов, что приводит к и к формальному подходу к выдаче патента. Этот и другие недостатки в регулировании экономической миграции решаются на законодательном уровне: Сенатор познакомил участников пленарного заседания с новыми проектами законодательных изменений.

Российская Федерация стремиться поддерживать тех внешних мигрантов, которые стремятся жить, трудиться и вести экономическую деятельность, соблюдая законы Российской Федерации и принятые в обществе нормы поведения. Большое внимание будет уделять организованному набору мигрантов с учетом реальных потребностей регионов. Докладчик поблагодарил Финансовый университет за предложение актуальной методики для применения в регионах Российской Федерации для учета их потребностей в присутствии трудящихся мигрантов. Также в выступлении была подчеркнута важность предварительной профессиональной, квалификационной и общеобразовательной довыездной подготовки экономических мигрантов в странах происхождения. Первым опытом в этом направлении стал двухсторонний договор российской Федерации с Таджикистаном. Ожидается ратификация соглашений с Узбекистаном об организованном наборе трудящихся мигрантов. Это новый механизм, аналогов которому нет.

Миграционное законодательство Российской Федерации, резюмировала Людмила Николаевна, развивается по пути гуманизации, но с соблюдением баланса обеспечения прав человека и национальны интересов.    

Основными вопросами для обсуждения по направлению инвестиционной миграции стали:

1. Программы предоставления гражданства и вида на жительство на основании инвестиций в принимающие государства.

2. Влияние глобальных санкций и односторонних ограничительных мер на инвестиционную и коммерческую миграцию, перемещение капиталов.

3. Механизмы и перспективные сферы привлечения экономически полезной/желательной миграции в принимающих странах.

4. Регулирование, упорядочение и обеспечение безопасности инвестиционной миграции.

5. Перспективы развития рынка инвестиционной миграции в Китае, странах ЕС, ЕАЭС, БРИКС.

Эти вопросы обсуждались 24 мая на круглом столе «Инвестиционная миграция; концепции и перспективы», который прошел в Профессорском клубе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

С приветственным словом к экспертам и участникам круглого стола обратился Котельников Максим Васильевич, заместитель проректора по международному сотрудничеству Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В ответном приветствии и в знак дальнейшего плодотворного сотрудничества с Финансовым университетом Паскачев Асламбек Боклуевич, председатель Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, доктор экономических наук, профессор, подарил свои новые книги: «Террористические риски и миграционная безопасность», «Национальная политика в России (от империи – к единой российской нации)».

Асламбек Боклуевич выступил с докладом «Об актуальных проблемах в сфере миграции». В докладе были сделаны акценты на миграционные риски, перспективы экономической миграции и безопасные механизмы привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

От имени Евразийской экономической комиссии выступил с докладом «Перспективы развития рынка инвестиционной миграции в странах ЕАЭС» выступил Кишкембаев Аскар Булатович, руководитель Секретариата Члена Коллегии (Министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии. Аскар Булатович, с учетом обсуждаемой на круглом столе тематики, рассмотрел человеческий капитал, активный трудовой потенциал наших граждан – в качестве одного из основных видов инвестиций в экономику государств-членов Союза. Докладчик подчеркнул, что одним из результатов подписания Договора о Союзе стало начало функционирования общего рынка труда, и, как следствие, повышение уровня мобильности граждан государств ЕАЭС. По данным, полученным в соответствии с методологией Международной организации труда, уровень безработицы в 2018 г. в целом по ЕАЭС составил 4,9% численности рабочей силы/экономически активного населения. Во всех государствах-членах ЕАЭС увеличились показатели заработной платы и общего уровня благосостояния граждан. В отношении граждан государств-членов Союза не применяются ограничения, установленные национальными законодательствами в целях защиты своих рынков труда, отменены квотирование и обязательные разрешительные документы на работу.

Вместе с тем, Кишкембаев А.Б. обратил внимание на ряд вопросов, которые требуют осмысления и последующего решения. Например, по мнению докладчика, трудящиеся не могут воспользоваться в полном объеме доступом к социальным благам, финансово-кредитным операциям и государственным услугам наравне с гражданами страны трудоустройства, так как в настоящее время их миграционным статусом является «временно пребывающий».

Аскару Булатовичу представляется интересным изучение соответствующего опыта Европейского союза, где граждане ЕС не обязаны получать вид на жительство, а могут зарегистрироваться по месту проживания или воспользоваться правом постоянного проживания, а также стимулируется развитие онлайн-платформ, предоставляющих им государственные электронные услуги на всем пространстве Европейского союза. Учитывая опыт ЕС, а также принимая во внимание различные подходы в странах Евразийского экономического союза в вопросе предоставления статуса временного или постоянного проживания, Комиссия вышла с инициативой разработки проекта соглашения об Особом статусе трудящегося ЕАЭС.

Комиссия принимает активное участие в обсуждении актуальных вопросов миграционной политики в наших странах и готова к конструктивному диалогу с целью выявления препятствий и ограничений, с тем, чтобы продолжить работу по повышению комфортности осуществления нашими гражданами трудовой деятельности и их мобильности.

В завершение Аскар Булатович пожелал всем успешной и плодотворной работы в рамках круглого стола и выразил пожелание, чтобы материалы мероприятия стали новой точкой роста и в практических приемах управления предпринимательской деятельностью, и в научных изысканиях академических кругов.

Артамонов Олег Викторович, заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии высказал свою точку зрения на инструменты регулирования инвестиционной и экономической миграции на территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ознакомил собравшихся с новациями правового регулирования трудовых отношений на территории ЕАЭС.

Проблемы совершенствования государственной политики в сфере экономической адаптации и интеграции обсудила в своем докладе Леденева Виктория Юрьевна, начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан Управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей России, доктор социологических наук, доцент.

Беспалько Богдан Анатольевич, член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, поделился своим видением решения вопроса экономической адаптации и интеграции иностранных граждан, лиц без гражданства и перспектив участия иностранных субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Зорин Владимир Юрьевич, доктор политических наук, профессор, подготовил постановочный доклад ««Миграционная обстановка в Российской Федерации: новые проблемы и новые решения».

Говоря о миграционных проблемах Европы, Владимир Юрьевич выделил два главных миграционных потока. Первый – внутриевропейский. Из государств Восточной Европы, а также относительно слаборазвитых государств Южной Европы население перемещается в государства Западной и Северной Европы. Преобладает трудовая и учебная миграция.

Второй вектор – миграция из-за пределов Евросоюза и Европы в целом, главным образом, из стран Азии и Африки, охваченных внутриполитической нестабильностью и острейшими социальными, этнополитическими и религиозными конфликтами. Здесь можно выделить трудовых мигрантов, ищущих возможность найти работу, и беженцев, пытающихся получить убежище.

Большая часть мигрантов честно трудится, и их труд востребован в странах ЕС. В то же время нельзя не отметить, что миграция несет в себе определенные риски. Среди них увеличение экономической нагрузки на бюджет и инфраструктуру стран, принимающих мигрантов; возможная опасность проникновения криминальных, экстремистских и террористических элементов; рост межэтнического напряжения между мигрантами и коренным населением.

Тема миграции остается одним из наиболее острых и актуальных общественно-политических сюжетов. Если эксперты воспринимают ее, прежде всего, в контексте рынка труда и демографии, то на уровне массового сознания акцент делается на вопросах безопасности (как государственной, когда речь идет о терроризме, так и общественной, прежде всего, на проблемы бытовой преступности, распространения наркотиков). В качестве примера Зорин В.Ю. привел результаты опроса экспертов по миграционной проблематике, проведенный в октябре-ноябре 2018 г. учеными Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

 Оценивая общий характер влияния миграции на демографическую ситуацию в регионе, 60% респондентов заявили, что считают это влияние положительным и около 40% сочли его отрицательным. Вместе с тем, представители госструктур редко склонны оценивать воздействие миграции на демографию столицы как положительное. В отличие от них, научное сообщество и представители общественных организаций считают это влияние в первую очередь положительным.

В целом, большая часть экспертов считает, что миграция отрицательно повлияет на социальную обстановку в регионе. Наиболее значительное отрицательное влияние миграция оказывает (в порядке убывания) на социальную и транспортную инфраструктуру, криминогенную ситуацию, занятость и безработицу, зарплаты и доходы населения. Среди положительных факторов ведущими являются улучшение качества сферы услуг и приток квалифицированных кадров.

Владимир Юрьевич привел примеры правовых новаций в области миграционных процессов и охарактеризовал миграционное законодательство как одно из самых подвижных в российской правовой системе. Из новаций последнего времени ученый отметил распоряжение Президента Российской Федерации от 06 марта 2019 года о создании рабочей группы по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Рабочая группа скоординирует инициативы и деятельность государственных органов в сфере миграционной политики, будет генерировать законодательные изменения. Через рабочую группу будет вестись вся работа госорганов, связанная с миграционной политикой. Она будет генерировать законодательные изменения, рассматривать инициативы министерств и ведомств, вырабатывать согласованные решения по всем вопросам, касающимся миграции.

Зорин В.Ю. убежден, что накопленные в России позитивные практики решения проблем трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев могут быть полезными, особенно в условиях возрастающей турбулентности в мире, окажутся востребованным в государствах Европы. Для новой России миграция населения призвана стать мобилизующим фактором социально-экономического развития страны, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе и укрепления правопорядка.

Шевченко Кирилл Дмитриевич, консультант Бюро Международной организации по миграции в Москве провел сравнительный анализ законодательного регулирования инвестиционной миграции в современных реалиях. Особое внимание он акцентировал на регулировании форм, объемов миграционных инвестиций, налогов и сборов.

Кирилл Дмитриевич считает, что в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» произошла в определенной степени подмена понятий. Из статьи 25 видно, что порядок получения визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником крупной иностранной компании, отнесенной к таковой по показателям финансово-экономической деятельности, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и осуществляющей инвестиции на территории Российской Федерации, не изменился. Он общий для всех категорий иностранных граждан. Лишь расширился перечень оснований для выдачи визы. При этом порядок въезда и пребывания инвесторов на территории Российской Федерации не отличается от общего порядка пребывания иных категорий иностранных граждан, также въехавших по визе. При буквальном толковании пункта 8 статьи 25 становится ясно, что речь идет не об инвесторах - физических лицах, а об инвесторах - организациях, чьи представители предполагают посетить Россию. Эти представители, исходя из смысла пункта 8, являются наемными работниками.

Кирилл Дмитриевич сделал вывод: современное федеральное законодательство по вопросам инвестиционной миграции формируется, пока фрагментарно, несистемно, не позволяет в полной мере реализовать заложенную в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года задачу создания условий для перемещения в Россию на долгосрочной основе инвесторов и предпринимателей.

С содержательным докладом по теме «Инвестиционное сотрудничество КНР и Российской Федерации» выступил Уянаев Сергей Владимирович, заместитель директора Института Дальнего Востока Российской академии наук, руководитель Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений, кандидат исторических наук. Ученый рассмотрел соотношение прямых и накопленных инвестиций КНР на современном этапе, условия китайских инвестиций и их возможные «ловушки», инвестиционный климат в Российской Федерации и Китае, интересы Китайской Народной Республики в Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, США. Сергеем Владимировичем были обобщены проблемы китайских инвестиций в Российскую Федерацию, проанализированы перспективы развития сотрудничества, предложены пути совершенствования инвестиционной политики Российской Федерации.

Галас Марина Леонидовна, доктор исторических наук, профессор, трактует инвестиционную миграцию как фактор предупреждения миграционных рисков, угроз. По мнению Марины Леонидовны, важно координировать национальный и международный опыт регулирования иностранных инвестиций. Помимо прямых инвестиций и пакета инвестиций, предлагаемого банковскими и кредитными учреждениями, ученый считает важным использовать инвестиционный потенциал трудовой миграции. Галас М.Л. предложила провести количественную и качественную оценку денежных переводов мигрантов, последствий воздействия глобализации на инвестиции; сравнить денежные переводы мигрантов и потоки капиталов в форме иностранных инвестиций; изучить текущие трансферы как составляющую ВНП, а движение капиталов как источник ВВП и финансирования. Очевидно, полагает эксперт, воздействие инвестиционного климата на в стране перевода на переводы мигрантов, как и на потоки капиталов. Важно понимать целеполагание переводов мигрантов, приспособленность к местным/региональным условиям инвестирования.

Целесообразно, считает Галас М.Л., создать условия для инвестирования денег мигрантов в экономику и социальную, культурно-просветительную и образовательную сферы, в том числе посредством стимулирования государственными программами, подпрограммами, законодательными мерами. Мало изучен механизм направления денежных переводов мигрантов в малый семейный бизнес по схеме самозанятости, в средний бизнес.  Потоки миграционных переводов посредством специальных банковских программ и привлекательных условий вкладов могут оставаться в стране пребывания, а не в полном объеме перемещаться за ее границы. В этой связи интересен опыт Шри-Ланки, Таиланда, Филиппин, КНР, др. Следует обратить внимание на доступ трудовых миграционных инвестиций к рынкам ссудного капитала. В таком контексте обращает внимание опыт США, Мексики.

Недооценен тот факт, что ряд отраслей экономики нацелен на развитие потребностей регулярно пребывающих мигрантов: туризм, здравоохранение, репродукция, транспорт услуги, телекоммуникации, аграрная сфера и пр. Сами мигранты привлекают экспорт товаров и услуг из стран происхождения. Экспертное сообщество, подчеркнула Марина Леонидовна, отмечает ориентированность высококвалифицированных иммигрантов на вклады рисковых капиталов в экономику стран-реципиентов, (открытие новых высокотехнологичных компаний, научно-образовательных, транспортных хабов, др).

Инвестирование мигрантов в экспортно-ориентированные отрасли можно на определенный период освободить от уплаты пошлин на импорт сырья и оборудование, установить для этой категории инвесторов налоговые преференции, предусмотрев и возмещение возможных рисков. Эксперт обратил внимание на применяемый в мире инструмент специальных консультационных служб по инвестициям, организуемых Правительствами стран пребывания и стран происхождения. Эффективно работают институты фондов мигрантов и их объединений, как некоммерческих организаций.  Весомый вклад в инвестиционные программы вносят транснациональные организации мигрантов. С одной стороны, эти корпорации способствуют развитию регионов и вовлекают в этот процесс государство. С другой стороны, есть риск оказание влияния на власть, формирования своеобразных параллельных власти структур.

Галас М.Л. сделал вывод, что несмотря на риски, инвестиционная миграция на современном этапе должна стать одним приоритетных и активно разрабатываемых направлений государственной миграционной политики, международного сотрудничества.

Эксперты рассмотрели актуальные вопросы теории регулирования миграционных процессов:

- Освещение проблем управления экономической миграцией и нового в развитии предпринимательства на страницах научного сетевого издания (Кикнадзе Владимир Георгиевич, главный редактор сетевого издания «Наука. Общество. Оборона», советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор исторических наук, доцент).

- Логистические аспекты миграционных экономических процессов (Ларин Олег Николаевич, профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Российского университета транспорта (МИИТ), доктор технических наук, профессор).

- Математический инструментарий анализа миграционных экономических процессов (Михалева Мария Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета).

- Инвестиционная миграция как способ воздействия на национальные экономики (Мухин Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра политической информации).

- Развитие законодательных основ регулирования рынка иностранных инвестиций в Российской Федерации (Поставнин Вячеслав Александрович, президент Фонда «Миграция ХХI век»).

- Актуальные вопросы инвестиционной миграции в странах ЕС: обзор рынка (Родионова Марина Евгеньевна, заместитель проректора по проектам Финансового университета, кандидат социологических наук, доцент).

- Социальные инвестиции: проблемы и перспективы (Терновая Ольга Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук).

- Студенты-иностранцы как кадровый резерв бизнеса России (Шатилов Александр Борисович, декан Факультета социологии и политологии Финансового университета, кандидат политических наук, доцент).

Участие в прениях приняли:

Кцоева Виктория Сергеевна, помощник председателя Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Переведенцева Елена Леонидовна, пресс–секретарь председателя Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Попов Евгений Михайлович, юрист правозащитного центра АНО «Институт миграции и межнациональных отношений».

Тулеуова Гульнара Жамбековна, советник отдела трудовых ресурсов Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии.

Усманова Заира Романовна, доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, кандидат политических наук.

По итогам заседания готовится итоговый документ (резолюция) для информирования Правительства Российской Федерации, профильных структур федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных органов исполнительной власти, международных организаций.

С коллекцией Музея финансов экспертов и участников круглого стола познакомила главный хранитель экспонатов Чиркова Наталья Владимировна. Гости отметили широкий исторический спектр коллекции, редкость ряда экспонатов и поблагодарили экскурсовода за профессионализм и творческое отношений к истории финансов. 

IMG_4370.jpg
IMG_4373.jpg
IMG_4378.jpg
IMG_4364.jpg