Департамент анализа данных и машинного обучения

Необходимость построения модели связана с принятием Федерального проекта «Транспортно-логистические центры» в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Сеть крупных транспортно-логистических центров, размещенных рядом с 12 крупнейшими городами страны, должна стать базой для регулярных контейнерных перевозок. На сегодняшний день большинство категорий грузов может перевозиться универсальными или специализированными контейнерами. Контейнерные и контрейлерные перевозки являются наиболее эффективными, позволяют значительно увеличить скорость передвижения грузов и понизить стоимость перевозки при значимых расстояниях.

«Создание 12 крупных ТЛЦ, оснащенных всеми современными технологиями в области грузоперевозок, позволит организовать быстрое ритмичное движение грузов «по расписанию». В систему грузоперевозок по сети ТЛЦ окажутся втянутыми почти все регионы страны. Увеличение скорости, снижение цены – ключевые преимущества сети ТЛЦ. При необходимости перевозок грузов на большие расстояния будет выгодно сначала доставить груз до ближайшего к точке отправления ТЛЦ, перегрузить его на контейнерный состав, потом доставить по сети к ближайшему ТЛЦ для точки назначения и выгрузив, перевезти к конечной точке. Таким образом, в использовании сети ТЛЦ будут заинтересованы и грузовладельцы, и грузополучатели», - пояснил доцент Департамента анализа данных и машинного обучения Финансового университета при Правительстве РФ, начальник информационно-аналитического отдела ФГБУ Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса (НЦКТП) Дмитрий Зиновьевич Каган.

В рамках модели получены оценки потенциальной грузовой базы для всех ТЛЦ на 2024 и 2035 годы (по отправлению и назначению). Рассчитаны прогнозные значения объемов внутренних, экспортных, импортных и транзитных перевозок по всей сети ТЛЦ и по каждому логистическому центру отдельно.

Прогнозные объемы перевозок были получены по всем категориям грузов из числа подходящих для контейнерных перевозок по сети ТЛЦ, видам транспорта (железнодорожному и автомобильному), видам перевозок (внутренние, экспорт, импорт).



Один из самых важных моментов в разработке модели – оценка коэффициентов контейнероперевозимости. Такие коэффициенты были получены для каждой категории грузов для всех видов транспорта и всех видов перевозок.

Для основной модели прогнозирования объемов перевозок по сети ТЛЦ были рассчитаны коэффициенты контейнероперевозимости на основе фактических данных об объемах перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» в контейнерах и общих объемах перевозок за 2017 и 2018 годы. Коэффициенты переключения по различным категориям грузов с автомобильного транспорта на сеть ТЛЦ были получены с учетом обоснованных гипотез по преимуществам, которые обеспечивает сеть. Для коэффициентов переключения с автомобильного транспорта были рассчитаны специальные формулы, учитывающие различные факторы и статистические данные.​​