Департамент анализа данных и машинного обучения

Какие инструменты используются для организации дистанционного формата обучения и как изменилась посещаемость после перевода образовательного процесса в онлайн, рассказал первый замруководителя департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Вадим Геннадьевич Феклин.

- 16 марта было принято решение перевести обучение в вузах на дистанционный формат. Как происходит дистанционное обучение в Финуниверситете?

- Процесс перехода на дистанционный формат обучения в Финуниверситете курируется на уровне ректората. В целом вузы используют те платформы, с которыми они уже работали и которые наиболее удобны для проведения лекций и практических занятий. В Финуниверситете выбор пал на платформу Microsoft Teams. В расписании уже включены ссылки на соответствующие видеоконференции. Студентам остается только пройти по этой ссылке и войти в виртуальную аудиторию.

Также для каждой группы и предмета были созданы группы в соцсети ВКонтакте, где студенты могут задать вопросы преподавателю, обменяться материалами.

Если говорить о нашем департаменте, то нам в какой-то степени повезло: многие из наших преподавателей подготовлены к работе с образовательными платформами и активно их применяли и до массового перехода вузов на дистанционное обучение. Помимо Microsoft Teams, в их арсенале давно присутствуют различные платформы для проведения дистанционных занятий - Skype, Zoom, Moodle и др. Так, например, при преподавании дисциплины «Анализ данных» активно применялась LMS Moodle, которую планируется активно использовать в дальнейшем в Финансовом университете наряду с Microsoft Teams.

- С какими сложностями пришлось столкнуться в первые дни дистанционного формата обучения?

- Хотя мы живем, казалось бы, в цифровом мире, не все готовы так быстро переключиться с традиционного на дистанционный формат обучения. Кто-то интегрировался легко в этот процесс. Таких большинство. Но кто-то чувствует определенный дискомфорт.

Для помощи сотрудникам и студентам, у которых возникают трудности с организацией образовательного процесса в дистанционном формате, в Финансовом университете создан центр, который оказывает полноценную техническую и консультационную поддержку. Специалисты помогают разобраться с функционалом и способами работы платформы Microsoft Teams тем сотрудникам, которые ранее ее не использовали в работе и которым сложно самостоятельно ее освоить. Проведено обучение сотрудников департаментов и кафедр, которые в свою очередь, помогают преподавателям с освоением этой платформы для дистанционного обучения.

Кроме этого, было проведен ряд вебинаров для преподавателей по обучению их работы в дистанционном формате, открыт репозиторий под названием "Копилка сторонних инструментов" со ссылками на дополнительные ресурсы, помогающие в обучении и проведении дистанционных занятий.

- Как решается вопрос с техническим оснащением для проведения дистанционного обучения из дома?

- У некоторых преподавателей возникли сложности с техническими возможностями. Например, у них дома нет веб-камеры с качественным изображением или не стабильно работает Интернет. В подобных случаях была организована возможность проводить занятия в специально оборудованных аудиториях в корпусах Финуниверситета. При этом, если преподавателю нужна техническая помощь для проведения занятий, то ему выделяется волонтер из числа студентов, который оказывает необходимую консультацию и сопровождение.

Если у преподавателя по какой-то причине нет возможности проводить занятия ни дома, ни в зданиях Финуниверситета, то ему ищется временная замена из числа других сотрудников. В нынешней ситуации мы стараемся оградить от возможных рисков наших преподавателей и всячески приветствуем взаимовыручку и поддержку.

Что касается студентов, то они более адаптированы к цифровому полю и онлайн-общению. Им в меньшей степени требуется помощь в освоении платформ дистанционного образования, но у некоторых возникают трудности с отсутствием необходимого технического обеспечения. Помощь в таких ситуациях оказывается на уровне деканата.

- После перехода на дистанционное обучение изменилась ли посещаемость занятий?

- Мы продолжаем следить за посещаемостью, даже если имеем дело с виртуальным присутствием на занятии. Если речь идет о видеоконференциях, то преподаватель видит, кто из студентов вошел в виртуальную аудиторию.

Прошло не так много времени после перехода на дистанционный формат обучения, но мы уже видим, что посещаемость не ухудшилась, а в некоторых случаях даже повысилась. Это касается прежде всего магистрантов и аспирантов, у которых раньше возникали некоторые трудности с совмещением работы и очного обучения. Таким образом, дистанционный формат обучения во многом показывает себя удобной формой для этой группы обучающихся.

- Как Вы считаете, повлияет ли опыт экстренного перехода на дистанционное образование в целом на систему высшего образования в России?

- Многое зависит от того, насколько долгим будет период социального дистанцирования. Если он затянется, то это приведет к серьезной перестройке образовательной среды. Я полагаю, что этот опыт внесет серьезные коррективы в развитие образовательного процесса и продемонстрирует необходимость более активного использования образовательных платформ и дистанционной формы обучения в ежедневной практике. Нет худа без добра: сейчас происходит если не революция, то кардинальные изменения в образовательных технологиях. Если вчера мы боялись делать те или иные шаги, теперь мы вынуждены их сделать. Те, кто вчера отвергал цифровые технологии и дистанционный формат обучения, сейчас вынуждены использовать его. Мы видим, что многие инструменты удобны, полезны и работают. Преподаватели начинают с интересом  изучать и использовать различные образовательные платформы. Мы наблюдаем вынужденную эволюцию образовательного процесса. Очень надеюсь, что это пойдет нам всем на пользу.

Я хотел бы поблагодарить всех преподавателей и сотрудников за их самоотверженный труд. Им приходится много работать в новых и сложных условиях, и они с этим хорошо справляются. Также нельзя не отметить четкую и слаженную работу руководства нашего университета, благодаря которой мы успешно перешли на дистанционный формат обучения.

Сейчас мы все находимся в условиях самоизоляции. Учебный процесс приостановлен. Очень надеюсь, что он скоро возобновиться. К этому готовы и преподаватели, и студенты.

Здоровья всем.