Шадринский финансово-экономический колледж

38.02.01 Описание образовательной программы

ОПИСАНИЕ

образовательной программы среднего профессионального образования –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена, реализуемая по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Шадринским финансово-экономическим колледжем – филиалом федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» с учетом потребностей регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированным в Минюсте РФ 26 февраля 2018 г. № 50137.

Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку подготовки выпускников данной специальности.

Образовательная программа включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочие программы практик, акт согласования содержания образовательной программы с работодателями, методические документы, обеспечивающие образовательный процесс по специальности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Образовательная база приема

Наименование квалификации

Формы обучения

Срок получения образования

в очной форме обучения

в заочной форме обучения

на базе среднего общего образования

бухгалтер

очная

заочная

1 год

10 месяцев

2 года

6 месяцев

на базе основного общего образования

очная

2 года

10 месяцев

-


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ


Основными видами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации;

  • ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации;

  • проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

  • составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Обучение студентов осуществляется с использованием современных технологий, обеспечивающих принцип индивидуализации образовательного процесса по всем преподаваемым дисциплинам, в том числе используется проблемное обучение, проектные технологии, объяснительно-иллюстративное обучение, учебные деловые игры, интерактивные технологии.

Шадринский филиал Финуниверситета ежегодно согласует содержание образовательной программы СПО с работодателями. Филиал на постоянной регулярной основе обсуждает вопросы, связанные с организацией всех видов практик с ООО «Аудит-Практик», ООО «Бухгалтерская фирма – Практика», Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области (г. Шадринск), АО «ЗОК», АО «ШААЗ» и другими.

Ежегодно согласуются рабочие программы профессиональных модулей, комплекты оценочных средств, темы ВКР, программы государственной итоговой аттестации. Ежегодно работодатели привлекаются к работе государственной экзаменационной комиссии в качестве председателей ГЭК, экспертов при проведении демонстрационного экзамена.

Работодатели ведут преподавательскую деятельность по междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей.

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать общими компетенциями (далее - ОК), приведенными в таблице.


п/п

Общие компетенции

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере


Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (далее - ПК)


п/п

Профессиональные компетенции

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ПК 2.1.

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ПК 2.2.

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения

ПК 2.3.

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета

ПК 2.4.

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ПК 2.5.

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации

ПК 2.6.

Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов

ПК 2.7.

Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля

ПК 3.1.

Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней

ПК 3.2.

Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям

ПК 3.3.

Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы

ПК 3.4.

Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.3.

Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

ПК 4.5.

Принимать участие в составлении бизнес-плана

ПК 4.6.

Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков

ПК 4.7.

Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков

ПК 5.1.

Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими материалами и документами по ведению кассовых операций

ПК 5.2.

Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности

ПК 5.3.

Работать с формами кассовых и банковских документов

ПК 5.4.

Оформлять кассовые и банковские документы

ПК 5.5.

Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность

ПК 5.6.

Работать с ЭВМ, знать правила ее технической документации

 

Основными сферами деятельности выпускников являются бухгалтерские службы в организациях различных организационно-правовых форм.


Шадринский филиал располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам.

Учебная лаборатория «Информационных технологий в профессиональной деятельности» оснащена:

компьютерами по количеству обучающихся и 1 компьютер преподавателя, которые оснащены оборудованием для выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

программным обеспечением: операционной системой Windows;

пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, «1С: Бухгалтерия 8.3»;

рабочими местами по количеству обучающихся;

рабочим местом преподавателя, оснащенным мультимедийным оборудованием;

доской для мела;

многофункциональным устройством;

комплектом учебно-методической документации, включающим учебно-методические указания для студентов по проведению практических и лабораторных работ.

Учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия»

Оснащена:

автоматизированными рабочими местами бухгалтера по всем объектам учета по количеству обучающихся;

рабочим местом преподавателя, оснащенным мультимедийным оборудованием;

доской для мела;

кассовыми аппаратами;

сейфом;

программным обеспечением: операционной системой Windows;

пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, «1С: Бухгалтерия 8.3»;

комплектом учебно-методической документации.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду.

Реализация образовательной программы в Шадринском филиале Финуниверситета обеспечивается штатными педагогическими работниками, с привлечением внутренних и внешних совместителей.

В Шадринском филиале 20 штатных преподавателей, из них имеют высшую квалификационную категорию 18 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, что составляет 90% от числа штатных преподавателей.

Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности выпускников, 1 раза в 3 года.

Все преподаватели дополнительно прошли повышение квалификации по программам:

«Особенности организации образовательного процесса и доступной среды для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»;

«Оказание первой помощи в образовательной организации»;

«Современные информационно – коммуникационные технологии в образовательной деятельности».

Все педагогические работники имеют удостоверение о проверке знаний и навыков в области требований охраны труда.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности выпускников, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов

Воспитательная работа в филиале является частью единого образовательного процесс и реализуются в образовательном процессе, в учебном процессе, во внеучебное время.

Цель воспитательной работы - в воспитательном пространстве колледжа создать и поддерживать воспитывающую систему, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В процессе воспитательной работы используются следующие технологии:

технология коллективного творческого воспитания;

технологии воспитания на основе системного подхода;

технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания;

технология воспитывающего обучения;

технологии воспитания субъектной социальной активности человека;

этнопедагогические технологии.

Основными направлениями воспитательной работы являются:

формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;

развитие студенческого самоуправления;

духовно нравственное воспитание;

патриотическое воспитание;

создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья;

формирование экологической культуры;

формирование профессионала;

формирование установок толерантного сознания и поведения;

формирование правовой культуры.


Обучение осуществляется на русском языке.