Махачкалинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Жительница с. Яраг-Казмаляр Магарамкентского района Аминова Сельми волей судьбы стала матерью пятерых солдат Великой Отечественной войны. Ее муж Аминов Нурдин рано умер. Он был правнуком Магомеда Ярагского – знаменитого шейха, идейного вдохновителя Кавказской войны. Сельми пришлось одной воспитывать и растить 8 детей: шесть сыновей и двух дочерей.

Старший ее сын Аминов Гаджибуба, 1907 года рождения, в 1937 г. окончил медицинский институт в числе студентов первого выпуска. Второй сын Аминов Магомедэмин, 1912 года рождения, работал шофером в пос. Белиджи. Третий сын Аминов Шихабудин, 1914 года рождения, также был медиком, фельдшером. Окончил в том же 1937 г. Махачкалинское медучилище. Четвертый сын Аминов Бадрудин, 1916 года рождения, до войны работал нефтяником в Баку. В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии, где он встретил  войну с первых часов ее начала. 
Аминов Абдусалам, 1923 года рождения, до войны работал трактористом в родном колхозе.
В условиях начавшейся Великой Отечественной войны медицинские работники Гаджибуба и Шихабудин были призваны в армию в первые дни войны, а следом и остальные братья.
Вскоре в рядах действующих армий оказались все пятеро сыновей Сельми.
Старший сын Гаджибуба, хирург, военный врач 3 ранга, по воспоминаниям однополчанина Дергачева Н.Я., был прекрасным хирургом, «вырвал из когтей смерти десятки бойцов». Однако сам получил смертельное ранение, от которого в ноябре 1941 г. скончался. Он похоронен в братской могиле в г. Зернограде Ростовской области. Вскоре пришло извещение и на Шихабудина, который в 1942 г. пропал без вести в районе Луганска.
Война почти закончилась. Пришла весна 1945 г. Советские войска освобождали Австрию. О смерти уже никому не хотелось думать, но она раскрыла свои зловещие объятья для Аминова Магомедэмина – молодого ярагского парня. Его автомобиль подорвался на мине, и он погиб. Похоронен в австрийском городе Санкт-Пельтен. Он немного не дожил до Победы. Война была закончена руками его друзей и однополчан.
Эта третья похоронка вконец разбила сердце Сельми. Как плакучей иве не поднять своих поникших ветвей, так и сердце матери не зарубцовывалось от этих ран.
Наконец, война закончилась. Ярагцы-фронтовики постепенно возвращались домой. Более ста человек не вернулось. Они нашли свой последний приют далеко от родного села и дома. Двое сыновей Сельми Бадрудин и Абдусалам вернулись домой после демобилизации. Для Бадрудина война началась 22 июня 1941 г. Он служил в Белостоке, и с первых часов оказался в эпицентре кровавых событий, был дважды тяжело ранен, но остался жив. Абдусалам также был призван в начале войны. Участвовал в боях за освобождение Румынии, Венгрии, Австрии, пропахал на своем танке пол-Европы. 
Как бы ни болели раны на сердце матери, как бы тяжело ей ни было от того, что на войне погибли три сына, жизнь продолжалась и жить надо было дальше! Надо было определять детей, быть рядом с теми, кто жив! Подобно птице Феникс, возродившейся из пепла, Сельми нашла в себе силы жить дальше. Она прожила еще восемь лет после войны. Сердце матери принимало горести и радости. Оно остановилось в 1953 г. 
Ярагцы до сих пор помнят и чтят память о матери пятерых солдат, как и память о всех воинах-земляках, погибших за Родину. Сохраняя преемственность традиций, эта память передается все новым поколениям как самое драгоценное сокровище.​