Курский филиал

О средствах обучения и воспитания

Филиал располагает материально-технической базой, обеспечивающей прове­дение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практиче­ской и научно-исследовательской работ обучающихся, в том числе приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – все вместе – лица с ОВЗ).

Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для про­ведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проек­тирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консуль­таций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслу­живания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы спе­циализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демон­страционного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тема­тические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компью­терной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспече­нием доступа в электронную информационно-образовательную среду филиала и Финуниверситета.

Конкретные требования к материально-техническому обеспечению опреде­ляются в рабочих программах дисциплин.

Каждый обучающийся, в т.ч. обучающийся с ОВЗ в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке Финуниверситета) и к электронной информационно-об­разовательной среде филиала (далее – ЭИОС). Электронно-библиотечная система (электронная библиотека Финуниверситета) и ЭИОС обеспечивают возможность доступа всех категорий обучающихся из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории филиала, так и вне ее.

ЭИОС обеспечивает:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образова­тельным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной ат­тестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, ре­ализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистан­ционных образовательных технологий (в случае применения в филиале электрон­ного обучения, дистанционных образовательных технологий);

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохра­нение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством Ин­тернета.

Функционирование ЭИОС обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование ЭИОС соответствует  за­конодательству Российской Федерации и регламентировано соответствующими локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала.

ЭИОС сформирована на основе Информационно-образовательного портала (далее – ИОП) Финуниверситета и Единой информационной среды учебного про­цесса Финуниверситета (далее – ЕИС).

ИОП представляет собой информационно-образовательную среду, создан­ную с целью дальнейшего повышения эффективности образовательного процесса, в том числе в условиях применения электронного обучения и дистанционных об­разовательных технологий. ИОП зарегистрирован в установленном порядке в качестве средства массо­вой информации в Федеральной службе по надзору в сфе­ре связи, информацион­ных технологий и массовых коммуникаций  (Роскомнадзор), свидетельство о реги­страции Эл № ФС77-44414 от 24 марта 2011 г., доменное имя ИОП Финуни­верситета в глобальной сети «Интернет»: http://portal.ufrf.ru.

Официальный сайт филиала (http://www.kursk.fa.ru) является элемен­том пор­тала Финуниверситета в информационно-телекоммуникационной среде «Ин­тернет»  (http://www.fa.ru) и позволяет выполнить требова­ния федерального зако­нодательства об обеспечении информационной открытости образовательной ор­ганизации.

ИОП включает в себя следующие основ­ные элементы:

1)     электронно-библиотечная система Финуниверситета;

2)     портал электронного обучения «Эльфа»;

3)     документарная база образовательных программ;

4)     каталог учебных планов;

5)     каталог курсовых работ;

6)     каталог выпускных квалификационных работ;

7)     базы данных обучающихся.

ИОП обеспечивает функциониро­вание следующих систем и сервисов: корпоративная учетная запись корпоративной сети и электронной по­чты; электронное расписание занятий; учет успеваемости; антиплагиат; обучающие программы; тестирование; письменные работы в электронной форме (контрольные и лабораторные работы, эссе, прочие формы письменных работ); электронное портфолио обучающегося; сервис сообщений; форум.

Зарегистрированным пользователям ИОП (обучающимся и работникам) предоставляется право получать и устанавливать программное обеспечение на компьютеры в соответствии с утвержденным порядком. Каждому впервые зачис­ленному обучающемуся с ОВЗ присваивается но­мер зачетной книжки (номер личного дела в ЕИС). Номер личного дела является логином (именем входа) в ло­кальную сеть филиала. На организационном собра­нии первокурсников кураторы групп сообщают студентам временный пароль для входа в локальную сеть, кото­рый они обязаны изменить при первом входе.

Филиал обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению).

Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются печатными и/или электронными обра­зовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Учитывая специфические особенности восприятия, переработки материала обучающимися с ОВЗ, подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы инвалиды с наруше­ниями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.

Финансовое обеспечение реализации образовательных программ осуществляется в объеме не ниже установленных Минобрнауки России базовых нормативных затрат на оказа­ние государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитыва­ющих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой опре­деления нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направле­ниям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подго­товки), утвержденной приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272.

Информация о наличии средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования лицами с ОВЗ, Курского филиала Финуниверситета: лекционные залы, кабинеты (аудитории) для практических занятий, компьютерные классы, спортзал

Социально-культурная среда филиала способствует формированию и разви­тию общекультурных компетенций и социально-личностных качеств обучаю­щихся, в т.ч. обучающихся с ОВЗ а именно, активной гражданской позиции, становлению их лидер­ских способностей, коммуникативных и организаторских навыков, умения успешно взаимодействовать в команде. Данные качества позволяют выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть востребованным на рынке труда.

Концепцию формирования среды филиала, обеспечивающую формирова­нию и развитию общекультурных компетенций и социально-личностных качеств обучающихся, определяет наличие фонда методов, технологий, способов осу­ществления социально-воспитательной работы.

Социально-воспитательная работа – важнейшая составная часть вузовского образовательного процесса, осуществляемая как в учебное, так и во внеучебное время, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего бакалавра.

Основная цель формирования воспитательной среды – обеспечение необхо­димых научно-методических, организа­ционных, кадровых, информационных и иных условий, содействующих разви­тию социальной и культурной компетентно­сти личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражда­нина, семьянина-родителя, специа­листа-профессионала. Воспитательная и соци­альная работа базируется на Концепциях воспитательной работы в Финансовом университете и филиале, которые представляет собою программную идею, сово­купность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направле­ния развития социально-воспитательной работы.

Данное направление работы обеспечивается: Учёным советом и руковод­ством филиала, комиссией по воспитательной работе, кафедрами филиала, учеб­ной частью, институтом кураторов, институтом старост, Студенческим советом, студенческим научным обществом, ответственным за социальную работу в фили­але. Организацию и контроль осуществления социально-воспитательной работы в филиале обеспечивает заместитель директора филиала. Основную роль в органи­зации и проведении воспитательной работы в филиале выполняет комиссия по воспитательной работе, функционирующая на основании Положения, утвержден­ного приказом филиала.

Организация социально-воспитательной работы в филиале осуществляется на основе взаимодействия учебных, учебно-вспомогательных, административных, общественных и самодеятельных структур, это координация усилий всех участ­ников образовательного пространства филиала. В рамках Концепции вос­пита­тельной деятельности в филиале решаются следующие основные задачи:

1)  оказание повседневного внимания вопросам воспитания студентов в соот­ветствии с поставленными целями;

2)  воспитательная работа непосредственно в ходе учебного процесса и НИР студентов (совершенствование методики обучения и воспитания, обновление об­разовательных программ);

3)  организация и поддержание тесной связи учебного процесса с практикой;

4)  организация общей и политической социализации студентов;

5)  организация разнообразной культурно-массовой и спортивной работы и пр.

Воспитательное и социальное воздействие во внеаудиторной работе студен­тов филиала реализуется через:

выявление способностей к научной работе у студентов младших курсов и целенаправленное продвижение их в научной сфере;

активную работу студенческого научного общества, студенческих научных кружков, других студенческих клубов научно-познавательного профиля;

участие студентов филиала в научных олимпиадах, конференциях, конкур­сах, дебатах и аналогичных мероприятиях различного уровня;

формирование в филиале целостной системы органов студенческого само­управления, развитие разнообразных форм и механизмов участия студентов в управлении жизнью вуза;

вовлечение студентов в разнообразную общественную деятельность, созда­ние механизмов полноценного участия студентов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и внеаудиторной деятельности;

поддержку и обеспечение эффективной работы в филиале студенческих и молодежных общественных организаций, различных творческих коллективов, спортивных секций;

организацию работы Студенческого совета;

проведение научно-практических семинаров, конференций, дискуссионных клубов, круглых столов и других аналогичных мероприятий, направленных на ду­ховно-нравственное воспитание молодежи, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма;

проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, спортив­ных соревнований и развитие физической культуры студентов филиала, а также мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры Финуни­верситета;

профилактическую деятельность по предупреждению различных негатив­ных тенденций в студенческой среде, в т.ч. профилактику наркомании, правона­рушений, ВИЧ-инфекции, противодействие коррупционным проявлением, анти­террористическую деятельность;

обеспечение активного участия студентов и студенческих объединений фи­лиала в реализации молодежной политики в Курской области, проведение на базе филиала различных мероприятий с молодежью городского, межрегионального и международного уровня;

создание условий для включения студентов в общественно-профессиональ­ную деятельность, содействие в их профориентации и последующем трудо­устройстве;

информационное обеспечение организации и проведения внеаудиторной работы, издание внутривузовских средств массовой информации (печатное изда­ние «Студенческий вестник», стенгазета «Вестник первокурсника»).

Активное участие во внеучебной работе принимают кафедры филиала, ко­торые, в т.ч., занимаются организацией и проведением творческих, научных, об­щественно-политических, патриотических мероприятий. Кафедры акцентируют свое внимание на профессионально-ориентационной деятельности, организуют участие студентов в открытых слушаниях по бюджету Курской области, встречи с представителями бизнес-сообществ, банков и пр.

Значительную роль во внеучебной работе играют кураторы, деятельность которых регламентирована локальными нормативными актами филиала. На каж­дый учебный год утверждается список кураторов, закрепленных за каждой груп­пой. Кураторские часы проводятся не реже двух раз в семестр с обязательным рассмотрением как вопросов учебного и научного характера, в т.ч. анализом по­сещаемости и успеваемости студентов, так и проблем антикоррупционной дея­тельности, противодействия распространению наркотических веществ, терро­ризму и экстремизму, благотворительности, адаптации и социализации обучаю­щихся с ОВЗ (при наличии данной категории обучающихся) и пр.

Связующим звеном между администрацией филиала, ППС и обучающимися играет институт старост, который функционирует на основании Положения о ста­росте учебной группы Курского филиала Финуниверситета, утвержденного при­казом филиала. На каждый учебный год утверждается список старост каждой группы как очной формы обучения, так и заочной форм обучения, на основании решения общего собрания группы, оформленного протоколом. В рамках каждой учебной группы формируется студенческий актив группы, функционирующий в соответствии с Положением о студенческом активе учебной группы Курского фи­лиала Финуниверситета, утвержденным приказом филиала. Студактив является одной из форм самоуправления и создается в целях формирования гражданской активности студентов, содействия развитию их социальной зрелости, самостоя­тельности, способности к самоорганизации и саморазвитию. В учебной группе в состав актива входят: ответственный за учебную деятельность (учебный сектор); ответственный за научно-исследовательскую деятельность (научный сектор); от­ветственный за культурно-массовую деятельность (культурно-массовый сектор); ответственный за физкультурно-оздоровительную деятельность (физкультурный сектор); ответственный за редакционно-оформительскую деятельность (редакци­онный сектор).

В филиале работают студенческие объединения: Студенческий совет, Ко­манда чемпионата по интеллектуально-развлекательной игре «Мега-полис» «FINAshki» (активисты студенческого совета), студенческое научное общество, танцевальный ансамбль «Аквамарин», команда по игре «Что? Где? Когда?».

Главным органом студенческого самоуправления в филиале является Студ­совет филиала, который совместно с администрацией филиала участвует в разра­ботке и осуществлении программ улучшения подготовки специалистов, высказы­вает свое мнение по всем вопросам, затрагивающим интересы студентов, содей­ствует работе комиссии по воспитательной работе, укрепляет межвузовские и международные связи в области образования, науки, вырабатывает и совместно с администрацией филиала реализует предложения по повышению качества учеб­ного процесса, привлекает студентов к участию в научно-исследовательской ра­боте. Представители студенческого самоуправления принимают участие в общих собраниях коллектива и заседаниях Ученого совета (члены Студсовета входят в состав Ученого совета филиала).

Активно в филиале действует студенческое научное общество (СНО), уде­ляя большое внимание научно-исследовательской работе студентов во внеучебное время. В своей работе СНО руководствуется Положением о студенческом науч­ном обществе филиала. Куратором СНО является преподаватель, назначаемый распоряжением на неопределенный срок по представлению Ученого совета фили­ала как ответственное лицо за организацию и проведение НИРС в филиале.

В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации обучающимися права на образование, орга­низации обучения, по вопросам, связанным с введением балльно-рейтинговой и/или зачетной системы оценки знаний, об объективности оценки знаний, обжа­лования решений администрации о применении к обучающимся дисциплинарных взысканий и других вопросов в филиале на общественных началах ежегодно со­здается конфликтная комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, функционирующая на основании Положения, утверждённого приказом филиала.

В рамках реализации Концепции вос­питательной работы и соответствую­щих планов работы студенты филиала принимают участие в мероприятиях науч­ного, познавательного, творческого, культурно-массового, общественно-патрио­тического, благотворительного и спортивного характера.

Воспитательный процесс и социальная работа в филиале обеспечивается также посредством реализации заключенных филиалом договоров и соглашений о сотрудничестве в области воспитательной деятельности, профориентационной работы, по реализации мероприятий в рамках молодежной политики, социально-воспитательных проектов в целях распространения социально-значимой инфор­мации среди студентов.

В целях организации стипендиального обеспечения и на основании локаль­ных нормативных актов Финуниверситета и филиала, регламентирующих стипен­диальное обеспечение, ежегодно создается Стипендиальная комиссия филиала, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвер­жденным приказом филиала.

Обучающиеся очной формы обучения за достижения в учебной, научно-ис­следовательской, общественной, культурно-творческой деятельности получают повышенную государственную академическую стипендию и именные стипендии, порядок назначения и выплаты которых определяется органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе Финуни­верситетом, и физическими лицами, учредившими эти стипендии.

Лица с ОВЗ из числа детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов детства и иные категории обучающихся по основаниям, предусмотренным дей­ствующим законодательством, получают государственную социальную стипен­дию.

В филиале также осуществляется оказание материальной поддержки
(выплата материальной по­мощи). Оказание материальной поддержки производится не более двух раз в се­местр с учетом материального положения обучающегося в размерах, определяе­мых в каждом конкретном случае. Материальная поддержка может оказываться в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала, регламентирующими стипендиальное обеспечение, в т.ч. при необхо­димости в лечении и восстановлении здоровья в связи с заболеванием, несчаст­ным случаем и т.п.; получении инвалидности обучающимся или его родителями. Также материальная поддержка может быть оказана нуждающимся обучаю­щимся, относящимся к следующим категориям обучающихся с ОВЗ: детей-инва­лидов, инвалидов I и II групп, III группы (инвалидов с детства).

Большое внимание уделяется информационному обеспечению воспита­тель­ного процесса и социальной работы. На официальном сайте филиала размещена вся нормативная база, в т.ч. университета и филиала, условия осуществления со­циально-воспитательной работы, а также находят отражение все зна­чительные мероприятия.

Социально-бытовое обеспечение обучающихся организовано по направле­ниям: медицинское обслуживание, качественное обеспечение питанием, развитие творческого потенциала, организация отдыха и спортивного досуга.

Для осуществления воспитательной работы филиал располагает лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объек­тами культуры и спорта, оснащенными соответствующим оборудо­ванием: медицинский кабинет, буфет; конференц-зал,  библиотека, учебно-методический кабинет; спортплощадки (аренда); аудитории; комплексное звуковое оборудование, мультимедиапроектор и пр.

Перечисленные выше направления, параметры и условия социально-воспи­тательной деятельности филиала свидетельствует о том, что в филиале сформиро­вана необходимая среда для обеспечения развития общекультурных компетенций и социально-личностных качеств обучающихся, в т.ч. обучающихся с ОВЗ.

Информация о расходовании денежных средств на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по программам высшего образования, за 2017 год

№ п/пНаправление расходованияПроведенные мероприятияРасходование средств  (руб.)
1Организация культурно-массовой работыОрганизация и проведение экскурсий, зрелищных культурно-просветительских мероприятий; развитие художественной самодеятельности; участие в культурно-досуговой жизни региона - участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях

1. За счет бюджетных средств – 33 500 руб. 

2. За счет спонсорских средств

2Организация физкультурной работыСоздание условий для проведения учебно-тренировочных занятий по физкультуре, самодеятельных, реабилитационных, профессиональных прикладных занятий физической культурой во внеурочное время, спортивных тренировок

1. За счёт внебюджет-ных (собственных) средств филиала – 317 893 руб. 74 коп. 

2. За счет спонсорских средств

3Организация спортивной работыОрганизация, проведение и обеспечение участия студентов в городских, региональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, турнирах, чемпионатахЗа счет спонсорских средств
4Организация оздоровительной работыОрганизация оздоровительных мероприятий со студентами во время летних каникул на базе студенческих лагерейЗа счет спонсорских средств

 

Информация о планируемом  расходовании денежных средств на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися по программам высшего образования, на 2018 год

№ п/пНаправление расходованияПроведенные мероприятияРасходование средств  (руб.)
1Организация культурно-массовой работыОрганизация и проведение экскурсий, зрелищных культурно-просветительских мероприятий; развитие художественной самодеятельности; участие в культурно-досуговой жизни региона - участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях

1. За счет бюджетных средств – 145 200 руб.

2. За счет спонсорских средств

2Организация физкультурной работыСоздание условий для проведения учебно-тренировочных занятий по физкультуре, самодеятельных, реабилитационных, профессиональных прикладных занятий физической культурой во внеурочное время, спортивных тренировок

1. За счёт внебюджет-ных (собственных) средств филиала – 424 986 руб. 48 коп. 

2. За счет спонсорских средств

3Организация спортивной работыОрганизация, проведение и обеспечение участия студентов в городских, региональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, турнирах, чемпионатахЗа счет спонсорских средств
4Организация оздоровительной работыОрганизация оздоровительных мероприятий со студентами во время летних каникул на базе студенческих лагерейЗа счет спонсорских средств

​ 

​​