Курский филиал

В рамках практического занятия по истории наши первокурсники вместе с преподавателем данной дисциплины к.филос.н., доц. Спицыной А. О. посетили Курский детинец.

Курский детинец располагался у слияния рек Тускари и Кура, на территории, занятой современным кварталом между улицами Сонина и Луначарского. С севера крепость отделялась от городского посада крепостным рвом, глубина которого, по данным геологического бурения, достигала 17-18 метров.

В ходе экскурсии студенты узнали, что детинец - древнерусское название укрепления в середине города, его планировочное ядро, кремль.

На территории Курского детинца обнаружены остатки строений и археологический материал, относящийся к XI в.

Во время монгольского нашествия, в апреле 1238 г., городские укрепления были разрушены. В 1596 г. Курская крепость была восстановлена и в XVII в. выдержала несколько осад польско-литовских интервентов и набегов крымских татар.

Наиболее ранним из известных к настоящему времени изображений Курского детинца является «Абрис города Курска». Этот исторический документ дает представление о размерах и конструкции укреплений и застройке территории детинца.

После утраты в XVIII в. оборонного значения Курской крепости ее внешние деревянные стены были разобраны. Остатки кирпичных стен расположенного внутри крепости Знаменского монастыря после ряда перестроек сохранились до настоящего времени. В XVIII - XIX вв. на территории бывшего Курского детинца было построено несколько общественных зданий (Знаменский собор, Воскресенская церковь, архиерейский дом и другие постройки Знаменского монастыря, присутственные места, мужская гимназия, Дворянское собрание). С конца 1940-х гг. значительная часть исторического ядра города занята электроаппаратным заводом.

Историки-эксперты утверждают, что данное место следует обозначать как Курское городище, то есть обозначение бывших укреплённых поселений. Курское городище имело важное стратегическое назначение - охрана приграничной зоны.

Спасибо Курскому областному краеведческому музею за проведенную экскурсию.