Уральский филиал

Министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева прочла студентам Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ лекцию о стратегическом развитии экономики региона в условиях пандемии. Министр рассказала как о необходимых ограничениях в непростой период, так и о мерах всесторонней поддержки бизнеса, а также поделилась результатами комплексной работы в этом направлении и прогнозами на будущее.
Перед началом лекции директор Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ, профессор, доктор психологических наук Диана Циринг поздравила всех с профессиональным праздником. «Сегодня День экономиста, – отметила руководитель вуза. – Это довольно молодой праздник: он был утверждён в России в 2015 году по предложению Вольного Экономического Общества России. Хочу поздравить с этим днём всех коллег, но особое поздравление – Наталье Равиловне, чьё Министерство делает очень много для развития нашего региона. Сегодняшний день ознаменован лекцией на эту тему, которую мы сначала планировали организовать в очном формате, но эпидемиологическая обстановка лишила нас этой возможности».

Поблагодарив за инициативу и помощь в организации л​екции руководство вуза, министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева отметила важность подобных мероприятий. «Я благодарна филиалу и лично Диане Цирингза приглашение выступить перед студентами, – сказала министр. – Жизнь и работа в условиях пандемии – это уже новая реальность, и наша сегодняшняя задача – предпринимать все возможные меры для того, чтобы нивелировать пагубное влияние эпидемии на экономику. Этому и посвящена моя сегодняшняя лекция».
Стратегия экономического развития Челябинской области
в условиях пандемии
Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года – документ, который определяет на долгосрочный период цели, задачи, приоритеты, векторы направлений государственного управления в регионе и обеспечивает достижение национальных целей, утвержденных Указом Президента. Ее основная цель – рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения региона, а главный ориентир – Человек и его потребности.
Мы ежегодно проводим мониторинг, включающий анализ достижения значений основных и целевых показателей Стратегии. Когда мы разрабатывали Стратегию, никто и предположить не мог, что на мир обрушится пандемия коронавируса. Безусловно, это наложило отпечаток и на стратегическое планирование: на федеральном уровне уже принят ряд новых стратегических документов. И в соответствии с ними мы ведем работу по комплексной корректировке Стратегии 2035.
Коронавирус больно ударил по всем секторам экономики.В год старта пандемии еще не было вакцины для профилактики ковида, поэтому, за неимением других вариантов, руководство всех регионов шло по пути максимального дистанцирования людей друг от друга: появилось зонирование общественных пространств, требование носить маски, пользоваться антисептиками, рециркуляторами. Но самое страшное, что случилось для экономики – был введен локдаун: закрылись целые отрасли, целые предприятия были вынуждены закрыть цеха.
Именно в это время формируются основные задачи, которые мы продолжаем решать и по сей день. Это обеспечение устойчивого развития экономики, сохранение занятости и доходов населения через поддержку отдельных категорий граждан и, конечно же, бизнеса, и в первую очередь малого и среднего, который наиболее пострадал от введенных ограничений.
МСП, включая самозанятых
Малое и среднее предпринимательство – это драйвер развития, источник инноваций, создатель рабочих мест. Нам нужен устойчивый развивающийся малый и средний бизнес во всех сферах: здравоохранения, общепита, образования, производства, туризма и т.д. Поэтому в 2020 году в нашем регионе правительство подошло к введению локдауна в наиболее мягкой форме: даже в пик пандемии мы не закрывали нашу экономику полностью.
Как бы то ни было, основная часть организаций, в полной мере ощутивших на себе влияние пандемии, сосредоточена в секторе МСП, поэтому часть сфер именно в этом секторе была признана наиболее пострадавшими как на федеральном, так и на региональном уровне.
Чтобы поддержать экономику и нивелировать влияние пандемии, в первую очередь на МСП, правительство Челябинской области во главе с губернатором Алексеем Текслером оперативно включилось во все федеральные программы сохранения занятости и финансовой устойчивости бизнеса (освобождение от налогов за второй квартал, и субсидии на зарплаты и дезсредства, и льготные программы кредитования через коммерческие банки, и кредитные каникулы, и многое другое), параллельно дополняя их региональными мерами. Мы предоставили налоговые льготы и преференции наиболее пострадавшим отраслям, отсрочки в уплате налогов и арендных платежей за гос- и муниципальное имущество, разработали финансовые и нефинансовые инструменты поддержки центра «Мой Бизнес». Для организаций и предпринимателей в наиболее пострадавших сферах снижены в пределах полномочий региона ставки налогов на 2020 год. Дополнительно на Южном Урале в прошлом году продлены сроки уплаты налогов, предусмотренных некоторыми специальными налоговыми режимами, а также налога на имущество организаций, авансовых платежей по транспортному и земельному налогу для пострадавших отраслей. Также разработано пять антикризисных программ по кредитованию и рефинансированию.
В результате через различные институты поддержки – федеральные и региональные – бизнесу Южного Урала была оказана помощь на общую сумму более 30 млрд рублей, что позволило сохранить в общей сложности порядка 200 тыс. рабочих мест. Также это позволило нам войти в новый, 2021, год без резкого снижения основных показателей: сохранилась занятость в секторе МСП(она на конец 2020 г. составила 499,4 тыс. человек (это не только юрлица, но и ИП и самозанятые), или плюс 2,1% к уровню 2019 года (по России – плюс 1,1%)), оборот предприятий(он, без ИП, за прошлый год вырос на 3% и составил 1257,36 млрд рублей, в то время как по России зафиксировано практически аналогичное увеличение на 3,6%) и т.д.
Инвестиции
Особое внимание в период пандемии уделялось не только сектору МСП, но и поддержке инвестиционной деятельности. Мы понимали, что влияние пандемии будет постепенно уменьшаться (за счет предпринимаемых противоэпидемических мер, в том числе вакцинации населения), и важно думать не только о сегодняшнем дне, но и о задачах долгосрочного характера, важнейшая из которых – стабильный рост экономики, драйвер которого – инвестиции.
Мы расширили сферы применения такого инструмента поддержки инвесторов, как приоритетные инвестпроекты, включили новые отрасли, увеличили круг получателей инвестиционного налогового вычета,начали активную работу с новым механизмом – соглашениями о защите и поощрении капиталовложений. И так далее…
Кроме того, произошла перезагрузка работы Совета по улучшению инвестклимата при губернаторе. В частности, на Совете рассматриваются конкретные инвестиционные проекты для оказания им поддержки в виде предоставления земли в аренду без торгов, а также путем решения других проблемных вопросов инвесторов. Также мы утвердили две дорожные карты по привлечению инвестиций и улучшению делового климата региона на 2020–2021 годы и продолжили внедрение восьми целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. 
В результате проделанной работы объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составил 322,2 млрд рублей. Высокий уровень 2019 года удалось не только сохранить, но и увеличить на 21 млрд рублей. Удалось избежать резкого снижения показателей по итогам 2020 года вразличных секторах экономики, а в некоторых отмечены и положительные результаты: так, ввод жилых домов увеличился на 4,4%, оборот розничной торговли – на 4,8%, реальная заработная плата – на 1,7%.
Сегодня мы не прекращаем держать руку на пульсе: опираясь на результаты мониторинга, внедряем новые механизмы поддержки бизнеса, занятости и стимулирования инвестиционной активности.В апреле этого, 2021, года мы уже уменьшили ставки по упрощенной системе налогообложения до минимально возможных на региональном уровне и расширили перечни видов деятельности, при которых может применяться патентная система налогообложения для предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях, которые особенно медленно восстанавливаются. В первую очередь – это туристический и гостиничный бизнес, сфера общественного питания и организации досуга.Кроме того, мы поддержали сферу IT, что является логичным продолжением курса Челябинской области на ускоренное цифровое развитие и общего федерального тренда на поддержку отрасли.
Туризм
Мы расширили категорию потенциальных получателей земельных участков без торгов после рассмотрения на инвестсовете при губернаторе на индустрию туризма.Тренд на внутренний туризм в России начал зарождаться еще до пандемии, а в период коронавирусных ограничений стимулировал интерес россиян к отечественным местам отдыха, и мы подошли к этому периоду уже с некоторыми наработками.
Сфера туризма на Южном Урале имеет большой потенциал к развитию, и мы активно работаем над тем, чтобы сделать наш регион узнаваемым туристическим брендом как внутри, так и далеко за пределами его границ.Ведь в Челябинской области 3000 озер,150 особо охраняемых территорий, 12 горнолыжных курортов и три национальных парка. Необходимо сохранять инфраструктуру, развивать сервис и формировать кадры.
ТОСЭР
В рамках работы по поддержке инвестиционной деятельности продолжается привлечение резидентов в территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Всего в регионе 5 ТОСЭР (Миасс, Верхний Уфалей, Бакал, Снежинск и Озерск), и здесь мы в числе лидеров в Российской Федерации вместе с республиками Татарстан и Башкортостан.
За 2021 год в южноуральских ТОСЭР заключены соглашения с четырьмя инвесторами, проекты которых предполагают инвестиции в основной капитал общим объемом 38,35 млн рублей и создание 149 рабочих мест.
В 2020 году мы максимально расширили виды деятельности, в которых резиденты ТОСЭР «Миасс», «Верхний Уфалей» и «Бакал» могут реализовывать свои инвестпроекты. Сейчас продолжается аналогичная работа и по другим территориям.
Для оптимизации работы с инвесторами сегодня Челябинская область входит в 12 «пилотных» регионов по внедрению регионального инвестстандарта, который учитывает лучшие практики Агентства стратегических инициатив в сфере инвестиционной деятельности.
Результаты принятых мер и прогнозы
Все вышеперечисленные и другие комплексные меры во многом способствовали тому, что с  начала 2021 года зафиксирована высокая восстановительная динамика по большинству основных социально-экономических показателей. Причем рост наблюдается как к 2020 году, так и к непандемийному2019-му, когда не было низкой базы.
Объемы промпроизводства растут от месяца к месяцу (в январе–сентябре 2021 г. индекс промышленного производства вырос на 9,9% относительно аналогичного периода 2020 года (+6,5% к январю–сентябрю 2019 г.)).
Ускоренными темпами функционирует сфера строительства (за январь–сентябрь 2021 года в регионе введено 1,3 млн кв. м. общей площади жилых помещений, что на 25,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (+45,6% к январю–сентябрю 2019 года). Объем работ в строительстве за январь–сентябрь 2021 г. демонстрирует рост на 21,4% (+14,5%)).
Мы сохранили профессиональные коллективы, безработица вернулась на допандемийный уровень(численность зарегистрированных безработных к 1 октября 2021 года уменьшилась на 78,8% по сравнению с уровнем на ту же дату 2020 г. и на 70,1% относительно начала 2021 года).
Малый бизнес не просто сберег, а увеличивает численность занятых, сохраняет обороты. Численность занятых в сфере МСП по состоянию на 01.07.2021 г. составила 516,1 тыс. человек, что на 3,3% больше по сравнению с началом 2021 года (+5,5 к началу 2020 г.). Оборот субъектов МСП (без ИП) по состоянию на 01.08.2021 г. вырос на 1% (к 2019 году – на 9,8%) и составил 720,6 млрд рублей. Уплаченные налоги по специальным налоговым режимам (доходы бюджета от деятельности, в том числе субъектов МСП) по состоянию на 01.09.2021 г. к аналогичному периоду 2020 года увеличились на 45,8% (к 2019 г. + более 43%).
Продолжает расти экспортная активность(за январь–август 2021 года экспорт на 87,6% превысил уровень аналогичного периода прошлого года и составил более 4,8 млрд долларов США.).
Оборот розничной торговли сохраняет стабильность(по итогам января–сентября 2021 года увеличился на 7,3% к январю–сентябрю 2020 года (+11,2% к январю–сентябрю 2019 г.) в сопоставимых ценах); объем платных услуг населению вырос на 12,5% (+4,2%)).
Особенно отрадно, что мы наблюдаем рост зарплат (среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась за январь–август текущего года на 7,3% (+16,2% к аналогичному периоду 2019 года), а в реальном выражении – на 1,9% (+2,4%)) и доходов населения, в том числе в реальном выражении (вянваре–июне среднедушевые доходы составили 26,1 тыс. руб. и выросли на 6,8% по сравнению с январем–июнем 2020 года (на 9,5% к январю–июню 2019 года); реальные располагаемые – прибавили за полугодие 0,4% (–0,4% к январю–июню 2019 года). Причем во II квартале к I зафиксирован рост на 13%).
Эти цифры демонстрируют, что экономика региона восстановилась и вышла на траекторию роста. Показатели промышленности, строительства, торговли и сферы услуг уверенно превышают допандемийный уровень.
Акцентирую внимание на том, что положительная ситуация в социально-экономическом развитии Челябинской области сложилась до введения новых коронавирусных ограничений (нерабочая неделя, QR-коды), которые направлены на разрыв цепочек экономических и бытовых контактов и на стимулирование вакцинации граждан.Дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от реакции граждан и бизнеса. Чем больше людей осознает необходимость вакцинации, тем скорее в регионе выработается коллективный иммунитет, нивелируется риск возможного ужесточения мер и больших потерь для экономики и общества.
Локдауна как такового в Челябинской области пока не введено. И сегодня наша главная задача – сохранить деловую активность, трудовые коллективы и позиции Южного Урала на экономической карте России.
___________
В завершении лекции Наталья Лугачева напомнила студентам о том, что в Челябинской области, как и во всей стране, до 14 ноября проходит Всероссийская перепись населения, и попросила тех, кто ещё не принял в ней участие, сделать это в ближайшее время. «Данные переписи жизненно важны, – отметила министр. – Они необходимы при планировании рынков труда и жилья, при составлении бюджета, в транспортной политике, в электроэнергетике, в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования, в области языковой и религиозной политики. Одним словом – всюду, где важен прогноз на будущее, где необходимо планирование, без результатов переписи просто не обойтись».
Также Наталья Лугачева призвала студентов вуза по окончании учебы сделать свой профессиональный выбор в пользу работы на государственной службе. «Приглашаем студентов Финансового университета на прохождение практики, а также, по окончании вуза, ждём молодых специалистов в сфере государственного управления», – заключила министр.
Диана Циринг, в свою очередь, поблагодарила Наталью Лугачеву за очень интересную и познавательную лекцию.