Факультету международных экономических отношений – 75 лет.  Открываем новые горизонты!

    15 сентября 2021 года факультет международных экономических отношений Финансового университета отмечает 75-летний юбилей.  О трансформации факультета, актуальных задачах и будущих проектах мы поговорили с его научным руководителем Александром Иоильевичем Ильинским.
 —  Александр Иоильевич, Вы работаете в Финансовом университете уже более 20 лет.  Помните ли Вы свое первое впечатление о вузе? Какие изменения произошли за время работы?

— Жизнь меняется, меняется и факультет международных экономических отношений. Сегодняшний МЭО и тот, что я знал более 20 лет назад, сильно отличаются друг от друга. Когда я пришел на факультет, он был небольшим, сейчас его численность выросла в пять раз.  Современный факультет объединился с международным финансовым факультетом и факультетом бизнеса топливно-энергетических компаний.

Факультет не только расширяется, меняется и спектр задач, которые мы решаем: активно работаем с иностранными студентами, запускаем новые образовательные программы и проекты.  Если раньше на МЭО учились единицы иностранных студентов, то сегодня у нас самое высокое число иностранцев среди всех факультетов университета, они составляют порядка 10% обучающихся на МЭО студентов.

На факультете работает уникальная программа изучения китайского языка, участниками которой стали больше 300 студентов. Это очень важный показатель, на мой взгляд, с учетом важности взаимодействия России и Китая.

Как долгая «дистанционка» и ограничения, связанные с распространением коронавируса, сказались на развитии факультета?  

— Ограничения внесли много неожиданных обстоятельств, о которых мы раньше никогда не думали. Сейчас ситуация относительна стабильна, и мы сохраняем очное обучение. Конечно, нужно соблюдать определенные санитарные требования, внимательнее относиться к своему здоровью. Как дальше будут развиваться события, мы не знаем, но надеемся, что коллективный иммунитет (большинство наших сотрудников привиты) поможет нам преодолеть все сложности, связанные с коронавирусом.

Каким Вы видите развитие факультета?

— Мир быстро меняется, меняется и университет. И чтобы быть в тренде, факультет не может оставаться в застывших формах, хотя они могут быть удобными и проверенными. Мы должны искать новые форматы и области, где факультет может ожидать академический прорыв.

Какие сферы кажутся нам важными и интересными? Мы делаем ставку на вопросы, связанные с цифровой лингвистикой и лингвистической безопасностью, обработкой текстов с помощью цифровых технологий, использованием искусственного интеллекта.

В этом году мы открыли новую программу по лингвистике «Когнитивная лингвистика и межкультурная коммуникация», ее студентами стали около 100 человек.  В период приемной кампании мы получили более 700 заявлений от абитуриентов, желающих обучаться по этой программе. Надеемся, что в дальнейшем сможем готовить больше специалистов в этой области, потому что это направление очень важно для безопасности России и для развития внешнеэкономических отношений.

Какие задачи и вызовы стоят перед факультетом сегодня?

— Мы считаем, что потенциал факультета можно и нужно развивать и дальше. У нас хорошие возможности и перспективы для развития и запуска новых проектов.

Так, мы создали межфакультетский международный проектный центр с целью проведения исследований в области современных проблем науки и техники, которые стоят перед российским бизнесом. Ведем переговоры о создании системы мониторинга в области климатической политики в КНР с одним из крупнейших российских экспортеров.  Надеемся на плодотворное сотрудничество, которое повысит уровень компетенций сотрудников факультета и студентов.  В эту работу мы включаем и студентов, они готовят материалы, которые в дальнейшем будут представлены заказчикам.

Какие компетенции и навыки особенно важны сегодня для будущих специалистов в вашей области? Каким образом на факультете помогают развивать их?

— Сейчас большое внимание уделяется навыкам soft-skills, и они в какой-то степени считаются магистральным направлением развития многих вузов и факультетов. Конечно, навыки коммуникации и работы в команде сегодня очень важны, и в рамках образовательного процесса наши студенты их совершенствуют, но без серьезной теоретической базы они не принесут нужной пользы. Необходимы глубокие экономические знания, знание иностранных языков, хорошее знакомство с современными информационными технологиями.

Именно Михаил Юрьевич Алексеев на посту декана факультета активно внедряет в учебный процесс информационные технологии. Совсем недавно он продемонстрировал в деканате специально разработанного бота, который позволяет студентам одновременно учиться и учить: готовить различные материалы, делать презентации, а их однокурсники смогут оценивать эти материалы. Эта технология очень интересная, думаю, что она найдет применение не только на нашем факультете.
В целом приход М.Ю. Алексеева дал значительный толчок развитию нашего факультета. Стратегический прорыв был сделан путем популяризации проблемы цифровых валют центральных банков. По его инициативе на факультете прошел конкурс, в котором участвовали более 300 студентов. Они представили доклады по теме цифровых валют, которые оценивали специалисты Банка России. Студенты, ставшие лауреатами и победителями, получили полезные для будущего связи в Банке России, они учатся и продолжают сотрудничать со старшими коллегами, передают свои наработки в Банк России для дальнейшего использования.

Изменились ли студенты? Что отличает ребят, которые поступают сейчас?

— Студенты изменились, поскольку сама система образования претерпела изменения. Это коснулось и отношения студентов к учебе, и их видения в целом. Оно стало более фрагментарным. Сегодняшние студенты видят множество разных фрагментов картины мира, и наша задача состоит в том, чтобы за время обучения сформировать более профессиональное, целостное видение мира, для того, чтобы они могли успешно и плодотворно работать в финансово-экономической сфере. В этом требуется индивидуальный подход, и МЭО как раз славится тем, что у нас индивидуальный подход к студентам, мы видим в них будущих коллег. Студенты тоже с благодарностью относятся к этому и стремятся перенять все лучшее.

Беседу вела Елизавета Горшкова