На первом в 2020/2021 учебном году расширенном заседании Ученого совета Финансового университета ректор университета, академик РАО, д.э.н., профессор Эскиндаров Михаил Абдурахманович поставил перед коллективом амбициозные задачи по повышению эффективности всех аспектов деятельности университета в рамках новой организационной структуры, системообразующим звеном которой выступают факультеты, включающие в себя научно-образовательные департаменты, кафедры и научные подразделения. 

DR6_6341.jpg В своем докладе Михаил Абдурахманович особое внимание обратил на организацию учебного процесса в условиях продолжающейся пандемии; необходимость повышения качества подготовки кадров высшей квалификации (аспирантов и докторантов); расширение спектра фундаментальных и прикладных научных исследований, позволяющих активнее привлекать к научной работе не только профессорско-преподавательский состав, но и обучающихся на всех стадиях образовательного процесса. 

Поставленные задачи и обозначенные проблемы широко обсуждались на общих собраниях новых факультетов и департаментов Финансового университета. Все коллеги едины во мнении, что важнейшим направлением развития новых структурных подразделений является выстраивание системного сетевого взаимодействия факультетов, департаментов и кафедр с государственными органами, бизнес-структурами, профессиональным и вузовским сообществом. Так сложилось, что более чем за 20 лет деятельности учебно-методического объединения на базе Финансового университета, в состав которого входили все ведущие ВУЗы страны, сформировалась профессиональная площадка для обмена мнениями в части организации учебно-методической работы и лучших практик вузовского управления. Один из ведущих профильных журналов Финансового университета «Учет.Анализ.Аудит», несмотря на произошедшее упразднение УМО, продолжает укреплять сложившиеся связи с ВУЗами и является открытой "территорией" профессионального взаимодействия и обсуждения самых насущных вопросов для его участников.

По многим направлениям развития деятельности университета в ходе обсуждения у коллектива Департамента аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа возникли идеи, которые нам хотелось бы обсудить с Вами на страницах журнала и получить рекомендации по форме их реализации. ​

Вопрос 1. О создании экосистемы Финуниверситета.

Вопрос: Актуальным трендом развития крупных холдинговых структур (например, таких как Сбер, Яндекс) является трансформация философии их деятельности в сторону создания максимально комфортной системы оказания услуг, называемой модным словом «экосистема». На Ваш взгляд, насколько подобная "философия" развития может быть применима для ВУЗов?

Зная Ваш подход о том, что центральной фигурой в ВУЗе является студент, а также учитывая те грандиозные задачи, которые поставлены в недавно принятой стратегии развития Финансового университета, можно ли полагать, что будущее университета и его коллектива Вы видите в создании подобной экосистемы в нашей альма-матер?

Ответ: Вопрос на самом деле интересный. Справедливости ради, нельзя сказать, что данная модель нова, поскольку появилась более 25 лет назад. В нашей стране с популяризацией цифровых возможностей она стала стремительно развиваться именно сейчас. 

На мой взгляд, важно определиться, что мы вкладываем в само понятие "экосистема". На языке бизнеса – это набор сервисов, представляемый компанией для клиента с максимальным удобством и комфортом для него. Как говорят "система, где клиент является ее главным лицом и главным дирижером". 

А ведь, по сути, экосистема представляет собой сложную саморегулирующую и саморазвивающуюся систему. Любой современный университет объективно отвечает всем признакам экосистемы (открытость, динамичность, конкуренция, сотрудничество, симбиоз, эволюция и др.). Лицей - работа с абитуриентами - колледж - подготовка бакалавров и магистров - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура) - фундаментальные и прикладные научные исследования - дополнительное образование - услуги в сфере экспертизы и консалтинга - взаимодействие с компаниями-работодателями и ВУЗами-партнерами - ассоциация выпускников - активный маркетинг и собственные медиа – вот далеко не полный набор опций университета сегодня. Можно сказать, что это и есть модель экосистемы. Однако именно "философия" вузовской модели должна отличаться от бизнес-модели. Главный вопрос здесь, думаю, заключается в том, насколько вузовское сообщество готово олицетворять студента с "клиентом".

Что касается Финансового университета, мы действительно ориентированы на студента, на его ожидания, поскольку прекрасно осознаем "что ради чего". Однако мы не считаем, что студент - это "клиент" в прямом смысле этого слова. На наш взгляд, миссия ВУЗа глобальнее миссии коммерческой организации. ВУЗ выполняет важнейшую социальную и воспитательную роль в профессиональном становлении обучающегося. И это несколько меняет акценты. Перефразировав цитату одного известного в нашей стране банкира, "Ваша проблема — это наша возможность", я бы сказал о нашем университете..."Ваши ожидания - это наши возможности". 

Финансовый университет разработал Программу развития до 2030 года, в которой в качестве одной из приоритетных и ближайших задач поставлена задача (до 2024 г.) по формированию комплексной экосистемы, способной обеспечить конкурентоспособность образовательной, научной и инновационной деятельности в целях развития человеческого капитала за счет разработки и внедрения практико-ориентированных образовательных программ и технологий, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, кадрового потенциала, организационной структуры и др. 

В университете активно происходит процесс цифровой трансформации, применяется целый ряд онлайн - сервисов для наших студентов и абитуриентов, предлагаемых Институтом онлайн - образования (под руководством Можаевой Г.В.) и структурами по работе с абитуриентами (под руководством Брюховецкой С.В.). В настоящее время ведется работа по повышению доступности образовательных программ и образовательных сервисов через внедрение цифровых инструментов, в т.ч. образовательных платформ для мобильных средств коммуникаций.

Главное, чтобы в погоне за "новыми образами", "технологическим лидерством", агрессивным ростом пакета предлагаемых различных онлайн-сервисов не упустить основное предназначение университета – развитие личности выпускника, составляющего основу человеческого потенциала страны.​

Вопрос 2. О реализации концепции образования "2+2+2"

Вопрос: В своем Послании Федеральному собранию от 15.01.2020 Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу так организовать образовательный процесс в ВУЗах, чтобы «дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии». На что, по Вашему мнению, должна быть нацелена учебная и методическая работа в университете, факультетах и департаментах, чтобы обеспечить эту возможность?

Ответ: Безусловно, новая образовательная модель университета предусматривает значительную оптимизацию портфеля образовательных программ бакалавриата, трансформацию существующей модели четырехлетнего обучения в модель "2+2", предусматривающую идентичный контент подготовки в первые два года обучения на одном направлении, мягкую профилизацию, возможность выбора (корректировки) направления подготовки на третьем курсе, возможность выстраивания индивидуальных образовательных профессиональных траекторий обучающегося.

Наш университет приступил к внедрению данного подхода при разработке учебных планов по образовательным программам набора 2021 года по всем реализуемым направлениям. По своей сути данная концепция предлагает применение дифференцированного принципа формирования образовательных программ с выделением приоритетных компетенций, формируемых у обучающихся на каждом его этапе.

В первые два года обучения (первый – второй курс бакалавриата) приоритет будет отдаваться формированию так называемых «технологических и социальных компетенций»обучающегося, включая математический, гуманитарный и общепрофессиональный блок дисциплин, по направлениям. Мы считаем, что для студента Финансового университета важными сейчас являются как математические и технологические навыки, так и социальные коммуникации и знание иностранных языков. В блок общепрофессиональных дисциплин, например, если мы говорим для департаментов Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, входит изучение основ бухгалтерского учета и налогообложения. В условиях широкого применения информационных технологий эти компетенции едины не только для специалистов в области учета, аудита и налогообложения, но и для всех экономистов. 

Задача третьего – четвертого курса бакалавриата в рамках выбранного профиля - формирование так называемых «функциональных компетенций», прежде всего, за счет реализации дисциплин профиля, прохождения учебной и производственной (преддипломной) практики, выполнения проектной курсовой и проектной выпускной квалификационной работы. Для этого в учебный процесс внедрены различные интерактивные образовательные технологии, в т.ч. основанные на анализе деловых ситуаций (использовании кейс-метода); выполнении конкретных профессиональных задач в специализированных программных продуктах. Обязательным элементом профессиональной подготовки студентов является привлечение преподавателей-практиков, активно практикуется проведение мастер-классов, круглых столов и групповых дискуссий с участием работодателей. Наши студенты выполняют научные исследования по заказу компаний - работодателей в форме временных научных студенческих коллективов - данная практика реализуется уже несколько лет и показала себя очень успешной.

Магистратура должна стать опережающей, экспертной, корпоративной и более гибкой. В условиях усиления практико-ориентированной составляющей, на данном уровне приоритет должен отдаваться формированию так называемых «консалтинговых и методических компетенций» обучающегося, предполагающих способность формирования профессионального суждения на основании анализа большого массива данных. Практически это должно заключаться в перманентной актуализации существующих и открытии новых курсов или магистерских программ, направленных на формирование консалтинговых и методических компетенций (например, «Налоговый консультант», «Налоговый юрист», «Налоговая адвокатура», «Финансовый консалтинг», «Внутренний аудит бизнес-процессов организации», «Финансовое (налоговое) планирование и управление рисками бизнеса», «Методология бухгалтерского и налогового сопровождения бизнеса» и др.). 

Вопрос 3. Об изменении концепции и форм самостоятельной работы студентов в связи с использованием новых образовательных IT-технологий.

Вопрос. Ни для кого не секрет, что центральным звеном современного образовательного процесса выступает самостоятельная работа студента. Как, по Вашему мнению, должна меняться концепция самостоятельной работы в связи с использованием новых образовательных IT-технологий и какие формы следует развивать в первую очередь? 

Ответ. Самостоятельная работа студента решает главный вопрос – она учит студента учиться, то есть воспитывает умение найти нужную информацию, определить результативные методы ее обработки. В идеале – дать свои предложения по совершенствованию изучаемого процесса или явления, сформировать сценарий решения предлагаемой задачи с использованием возможностей международных информационных систем. Правильно организованная самостоятельная работа должна способствовать работе студентов с научной и профессиональной литературой, посещению ими библиотеки, о чем я постоянно говорю с профессорско-преподавательским составом университета, умению не только излагать прочитанный материал, но и самостоятельно делать выводы. В университете созданы крупные лаборатории Bloomberg и Thomson Reuters. Очень важно, чтобы наши студены именно в рамках самостоятельной работы активно привлекали ресурсы этих международных баз и умели с ними работать.

Конечно, на каждом уровне образования подходы к самостоятельной работе отличаются степенью сложности формируемых навыков и решаемых профессиональных задач. 

В бакалавриате – это обзор научной литературы и сопоставление взглядов различных научных школ, выявление расхождений в нормативных документах, регламентирующих определенные процессы, сопоставление практик разных экономических субъектов при решении однотипных задач. В магистратуре задачи усложняются, и студент должен уметь оценить, насколько сложившаяся практика работы конкретного предприятия соответствует особенностям организации бизнес-процессов данного предприятия, выбранной стратегии и тому подобное. Это уже не только сравнение, но и умение найти ошибки, выбрать наиболее эффективные методы работы и т.п. В аспирантуре – важно уметь найти те решения, которые обеспечивают более эффективную работу изучаемого объекта, учесть и объективные и субъективные факторы роста и риски, своевременное выявление которых позволит снизить их негативные последствия. 

В условиях цифровизации и внедрения IT-технологий, конечно, стоит серьезно задуматься о смене парадигмы традиционных форм и способов организации самостоятельной работы студентов. Поэтому мы активно внедряем цифровые симуляторы и тренажеры в различных профессиональных областях, компьютерные практикумы по бухгалтерскому и налоговому учету и формированию отчетности. И гордимся тем, что подавляющее большинство из данных разработок является разработками преподавателей Университета - победителей конкурса "Методический олимп". Ежегодно мы проводим такой конкурс методического мастерства, в формате которого выделены номинации "Инновационные технологии обучения" и "Лучший электронный ресурс преподавателя". Также у нас есть конкурс "Лауреат премии Ректора", в котором награждаем коллективы преподавателей за самые успешные проекты и разработки. Конкурсы имеют многолетнюю историю и прекрасные результаты, которые мы активно внедряем в учебный процесс. 

Вопрос 4. О повышении роли руководителей ОП.

Вопрос: В развитие осуществляемых организационных изменений рассматривается ли вопрос усиления роли и ответственности руководителя образовательной программы, формирования "Института руководителей образовательных программ" и системы внутреннего контроля эффективности и качества реализации образовательных программ на уровне факультета.

Ответ: Практика "Института руководителей образовательных программ" активно используется в западных ВУЗах. Отдельные известные нам российские ВУЗы тоже пытаются ее применять. Это может потребовать очередной структурной перестройки деятельности университета. В настоящее время мы анализируем данный вопрос.

Сегодня факультетам отданы огромные полномочия. Согласно принятым в университете регламентам, на факультетах могут создаваться Академический совет и Методическая комиссия, в состав которых входят руководители образовательных программ, а также комитеты и комиссии, являющиеся экспертными органами факультета. Поэтому, по усмотрению декана, на факультете может быть создан Совет руководителей образовательных программ, в задачи которого будут входить разработка стратегии развития образовательных программ; обеспечение уровневой преемственности родственных программ бакалавриата и магистратуры; методическое и кадровое обеспечение образовательных программ. 

Для повышения эффективности образовательных программ мы проводим регулярный мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством реализуемых образовательных программ (для бакалавриата и магистратуры), а также независимую оценку качества подготовки студентов компаниями-работодателями. 

По поводу ответственности руководителей образовательных программ, а также декана факультета, руководителя департамента в Финансовом университете предусмотрена система KPI с соответствующим набором целевых индикаторов и формированием итоговых рейтингов. Поэтому мы ежегодно проводим систему оценки эффективности деятельности по разным направлениям. К рейтингам можно по-разному относиться, однако именно они позволяют выявить все отклонения. Теперь можем только говорить о расширении спектра принимаемых мер в случае стимулирования или применения мер воздействия.   

Вопрос 5. О конфликте интересов при реализации ОП на иностранных языках.

Вопрос: Сегодня на Факультете налогов, аудита и бизнес-анализа реализуются образовательные программы для бакалавров и магистров по международным системам учета и налогообложения, ряд из них на английском языке ("Международная торговля и налогообложение", "Международное налоговое планирование"); подготовлены предложения по введению новой образовательной программы для бакалавров "Учет и финансовый анализ", также на английском языке. Традиционно в Финансовом университете "негласная" прерогатива реализации подобных образовательных программ на иностранных языках была у Факультета международных экономических отношений и Международного финансового факультета. Ситуация, при которой образовательные программы на иностранных языках могут реализовываться всеми факультетами, на Ваш взгляд, - это "конфликт интересов" или создание "здоровой конкуренции" в рамках ВУЗа? 

Ответ: Согласен, может быть раньше подобная ситуация и выглядела как "конфликт интересов". Но проходит время и все меняется.

Наш университет при Правительстве РФ и это обязывает. Вклад университета в развитие экономики страны определяется его активным участием в реализации отдельных стратегических национальных задач, в т.ч. и связанных с увеличением доли иностранных граждан для обучения по программам высшего образования. Одна из задач развития университета состоит в повышении привлекательности образовательных программ для обучающихся, а также потенциальных представителей академических, экономических и политических элит; повышении конкурентоспособности образовательных программ на международном образовательном рынке; формировании комфортной среды для иностранных обучающихся. 

Как сказал Мао Цзэдун : «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Думаю, сегодня - это здоровая конкуренция. Вопрос заключается в миссии факультета и целевой аудитории предлагаемых факультетом образовательных программ. Образовательные программы факультета МЭО ориентированы на экспорт образовательных услуг, на отдельных программах могут обучаться преимущественно иностранные студенты. Задача образовательных программ, реализуемых на английском языке на других факультетах (например, Факультете налогов, аудита и бизнес-анализа), заключается в повышении интереса к факультету и привлечении определенной доли иностранных студентов. Справедливости ради, нельзя не отметить и тот факт, что одним из показателей KPI декана факультета является именно доля иностранных студентов в общей численности обучающихся на программах факультета. Реализуя программы на иностранном языке, в т.ч. достигается и данный показатель. 

Вопрос 6. О результативности работы аспирантуры.

Вопрос: Одним из насущных и приоритетных вопросов является вопрос подготовки научных кадров в аспирантуре. В этой связи представляется важным найти пути повышения результативности ее работы. До недавнего времени данным направлением деятельности занимался специально созданный Институт аспирантуры. Как изменятся акценты и роль факультетов в повышении эффективности работы аспирантуры в условиях проводимой реорганизации? 

Ответ: В данном направлении нас с вами ждут серьезные перемены в связи с передачей на уровень факультетов всех вопросов, связанных с функционированием аспирантуры и подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации. При этом на уровне университета останутся только надзорные функции (создание органа, типа НАК, надзирающего за работой диссертационных советов).

С точки зрения повышения эффективности работы с аспирантами в части подготовки их диссертации и защиты, еще на уровне вступительных испытаний с 2021 г. предусмотрено проведение отбора потенциальных претендентов по принципу поступления в магистратуру, когда наряду с результатами вступительных испытаний принимается и «портфолио», как раз и отражающее задел будущего аспиранта. 

На мой взгляд, факультету и департаментам необходимо вести систематическую работу по подбору кандидатов для поступления в аспирантуру. Целесообразно выделить две группы поступающих.

Первая группа - магистры, завершившие обучение либо в год поступления, либо в предыдущий год. Этот контингент часто не имеет достаточного задела для будущего исследования. Как правило, будущий аспирант сталкивается со сложностью выбора конкретного объекта, проведения на нем экспериментов, позволяющих сформулировать конкретные предложения. Данный подход весьма затрудняет подготовку работы, имеющей практические рекомендации и тем более проведение их апробации на конкретном объекте. Часто выбор такого объекта для исследования существенно задерживается, что затрудняет получение необходимых документов об апробации результатов исследования. Поэтому у этой группы соискателей успех и своевременность защиты в значительной мере зависит от того насколько активно научный руководитель сможет обеспечить аспиранту доступ к конкретному практическому материалу и возможность контакта с конкретными экономическими субъектами, что позволит ему обосновать достоверность и практическую ценность предложений. 

Вторая группа соискателей связана с привлечением практических работников, которые чаще всего уже сформировали определенные позиции по исследуемому вопросу, они имеют большой практический материал, в ряде случаев уже провели апробацию своих предложений на рабочем месте, но у них нет навыка научной формы изложения материала. В этом случае руководитель выступает как правило в роли эксперта и редактора. В этом случае имеет место обоюдный интерес, так как руководитель получает возможность также работать с конкретным материалом и вместе с соискателем получает дополнительные знания. Однако эффект от работы с соискателями этой группы может стать взаимовыгодным и будет способствовать повышению качества научных исследований в университете в целом, поскольку, завершив работу, соискатель как правило продолжает свое исследование и привлекает к нему работников того Департамента, в котором он проходил обучение в аспирантуре.  

Вопрос 7. О передаче ДПО на факультеты.

Вопрос: Факультет сегодня является мощным научно-образовательным структурным подразделением, осуществляющим подготовку по различным направлениям и программам, как вузовского, так и дополнительного образования. Откройте секрет, не рассматривается ли возможность передачи на факультеты программ по дополнительному профессиональному образованию и структур ДПО по направлениям деятельности факультетов?​

Ответ: Идея не лишена здравого смысла, особенно для факультетов, таких как Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа. Повышение квалификации для бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов является обязательной нормой, и кто как не преподаватели департаментов этого факультета смогут это сделать лучше всего. Объединение их усилий на уровне факультета с одновременным предоставление определенной свободы в заключении договоров на обучение и выдаче сертификатов о повышении квалификации, должно дать положительный синергетический эффект. Думаю, мы его рассмотрим, может быть только несколько позже.

Важнее в данном вопросе говорить о развитии системы ДПО по принципу концепции образования "в течение всей жизни". Университет намерен расширять линейку продуктов ДПО. Вот, наверное, над чем нам стоит подумать. 

Вопрос 8. О воспроизводстве кадров для университета.

Вопрос: В своих выступлениях Вы всегда уделяете большое внимание процессу воспроизводства кадров для университета, сохранению духа Финансового университета, традиции его научных школ. Какие условия создаются в университете для стимулирования процесса самовоспроизводства кадрового потенциала и какие проблемы Вы видите? 

Ответ: У нас традиционно очень высококвалифицированный состав преподавателей, можно сказать "лучшие из лучших" в своей области. Однако объективно есть одна проблема - средний возраст наших ППС пока растет, а молодых специалистов не так много, как бы нам хотелось. Мы регулярно пополняем наши кадры новыми специалистами, в том числе приглашаем из других регионов России. Но это уже сложившиеся специалисты, доказавшие эффективность своей работы и имеющие свой стиль работы. А нам бы хотелось, чтобы мы воспитали смену сами, т.е. таких молодых преподавателей, которые продолжат наши традиции, впитывая с молодых лет идеологию нашей научной школы. Последние годы руководство университета много делает для решения этой задачи – расширен круг студентов, получающих именные стипендии, внедряется такой важнейший инструмент стимулирования для профессионального и научного роста наших ППС как "целевая аспирантура" и "целевая докторантура", предусматривающие получение специальных стипендий лицам, поступающим по данным программам, с условием последующей работы в университете в течение не менее 3-х лет. Успешно реализуется программа "Кадрового резерва" для подготовки управленческого состава из числа молодых сотрудников и ППС.

Мы прекрасно поняли, что поиск молодых талантов надо начинать уже со школьной скамьи. Данным процессом у нас и занимается специально созданное Управление по профессиональной ориентации и работе с одаренными обучающимися, которое ведет активную работу со школами (организация зимних и летних лагерей для школьников, профориентационная работа в самых различных интерактивных форматах, содействие в поиске и проведении научных исследований для школьников и т.д.). На базе Финансового университета создан и работает Лицей и два колледжа. Мы проводим много конкурсов и олимпиад для абитуриентов и студентов.

Однако у нас пока нет практики проведения профессиональных конкурсов, например таких масштабных как "Лидеры России". Поскольку мы университет при Правительстве РФ, нашей главной миссией является обеспечение высококвалифицированными кадрами государственных и бизнес-структур нашей страны. Сейчас мы рассматриваем подобную инициативу. 

Вопрос 9. О возрождении роли УМО как СРО вузов.

Вопрос: В различных профессиях для консолидации профессионального сообщества создаются и функционируют так называемые саморегулируемые организации, выступающие единой площадкой для обмена мнениями и лучшими практиками. В нашей профессиональной деятельности это СРО аудиторов «Содружество», Институт профессиональных бухгалтеров России, НКО "Ассоциация налоговых консультантов" и др. До недавнего времени для всех ВУЗов России такой профессиональной площадкой выступало учебно-методическое объединение УМО. В одном из последних интервью (25.09.2020 г.) Вы высказали идею о необходимости восстановления учебно-методического объединения ВУЗов. Как Вы отнесетесь к нашей инициативе по созданию саморегулируемой организации ВУЗов России, которая «подняла бы выпавшее знамя УМО» и взяла на себя роль единой площадки для обмена мнениями и лучшими практиками в образовательной и научной деятельности? 

Ответ: Нужно найти какую-то форму вместо упразднённых УМО, которые объединяли вузы и профессиональное сообщество. В УМО входили представители и вузов, и работодателей. Например, в работе УМО по нашему направлению активно участвовали Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России, страховые общества и многие другие организации. А сейчас отсутствуют площадки для серьёзной методической работы, для поиска новых путей. Мы зачастую воспринимаем западный опыт как единственно правильный и пытаемся навязать его вузам, хотя у каждого из них есть свои традиции и история. Принципы работы западных учебных заведений не всегда подходят нашим университетам. Всё полезное и прогрессивное нужно воспринимать, но только обсуждая и выбирая правильные рекомендации из тех, что приходят к нам с Запада.

К инициативе по созданию саморегулируемой организации ВУЗов России, которая «подняла бы выпавшее знамя УМО» и взяла на себя роль единой площадки для обмена мнениями и лучшими практиками в образовательной и научной деятельности, думаю, что я отнесусь положительно. Но, как говорится, разрушать - не строить, если это найдет понимание и поддержку у наших партнеров, можно подумать в данном направлении. 

Вопрос 10. О новом облике бухгалтера и аудитора в информационном обществе.

Вопрос: И в завершении не могу не задать Вам вопрос, ответ на который волнует все наше профессиональное сообщество и аудиторию журнала «Учет.Анализ.Аудит». Как Вы себе представляете облик бухгалтера, аудитора и аналитика в обществе будущего в условиях цифровой экономики? 

Разделяете ли Вы наше мнение о том, что функции по формированию, проверке достоверности и интерпретации деловой информации в обществе будущего не исчезнут? Новые информационные технологии и сервисы кардинально трансформируют принципы и порядок осуществления этих функций человеком, но полностью не заменят его, чему и необходимо учить в ВУЗах. 

Ответ: Принципиальная позиция научной школы Финансового университета по вопросу о перспективах профессии и современного института учета и аудита в случае широкого использования участниками деловых отношений современных информационных технологии состоит в следующем. Указанные технологии должны стать перспективным инструментом, обеспечивающим повышение надежности и объективности информации, используемой участниками деловых отношений, в том числе бухгалтерами и аудиторами. При этом, миссия бухгалтера и аудитора как доверенных лиц общества будет заключаться в выработке или содействии в выработке профессионального суждения, основанного на анализе большого массива данных, подготавливаемых с помощью новых IT-инструментов и технологий (прежде всего, технологии блокчейна и XBRL).

Рассмотренные тренды трансформации учетно-аналитических и контрольных процессов и направления повышения информационной прозрачности бизнес-информации, безусловно, должны найти отражение в системе подготовки и повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов.

Это должно выражаться:

  • во-первых, во включении в программы подготовки бухгалтеров и аудиторов тем или вопросов, формирующих компетенции по составлению и подтверждению достоверности расширенного формата деловой информации (прежде всего, включающую информацию об интеллектуальном капитале и стратегических аспектах бизнеса) с применением современных информационных платформ (типа XBRL) и технологий (прежде всего, технологии блокчейна и распределенных реестров);
  • во-вторых, в адекватном применении новых информационных технологий в самом процессе обучения и переподготовки бухгалтеров и аудиторов.

​