Выпускник Лицея Финансового университета Александр Луценко стал абсолютным победителем III Международной олимпиады по экономике, набрав в индивидуальном зачете 175 баллов из 200 возможных.
— Александр, здравствуйте. Поздравляем Вас с победой на олимпиаде. Расскажите, пожалуйста, как Вы о ней узнали?
— Узнал о Международной олимпиаде, когда готовился ко Всероссийской олимпиаде школьников по экономике, успел поучаствовать в региональном этапе. Одним из условий отбора в команду России на Международной олимпиаде были баллы за региональный этап Всероссийской олимпиады. В конце июля я принял участие в отборе, попал в команду, начал готовиться к олимпиаде.
— Как готовились к олимпиаде?
— Мы готовились дистанционно, занятия проходили в рамках трех блоков, которые включает олимпиада. Мы слушали лекции и решали задания прошлых лет. Очень много готовились самостоятельно, читали учебники, решали дополнительные задачи. Мне в подготовке также помогло то, что я закончил Лицей Финансового университета. Я учился в классе с углубленным изучением обществознания.
Раньше от России на Международной олимпиаде было представлено две команды, но в этом году организаторы изменили правила, и каждая страна могла представить только по одной команде из пяти участников. На подготовке с нами была еще команда, те, кто на отборе был с 6 по 10 место. Эти ребята также решали задания олимпиады, но не участвовали в конкурсе. Мой друг был тем человеком, который занял 6 место, от 5 места его отделяли 0,3 балла. Было грустно, что он не попал в основную команду, но все же он поучаствовал в олимпиаде, ему понравился этот опыт.
— В каком формате проходила олимпиада?
— Олимпиада проходила дистанционно, все писали в своих странах, а некоторые участники – даже из разных городов. Наша команда смогла собраться в МГУ, кураторы предоставили нам возможность написать всем вместе. Это предусмотрено правилам олимпиады. Я думаю, это придало нам уверенности.
Александр Луценко – победитель III Международной олимпиады по экономике – 2020
— Расскажите, пожалуйста, о заданиях олимпиады
— Задания состояли из трех блоков: игры по финансовой грамотности, задач по экономической теория и презентации решения бизнес-кейса. Больше всего мне нравились задачи по экономике, именно к этому я готовился, когда участвовал во Всероссийской олимпиаде, и в целом мне нравится экономика как предмет. Труднее всего было научиться решать кейсы. Это командная работа, от каждого участника зависит конечный результат. До олимпиады я не сталкивался с решением кейсов, и во время подготовки узнал, как структурировать проблему, как искать подходы к ней.
— Что включал в себя бизнес-кейс?
— Темой кейса стало ценообразование вакцины от коронавируса. На подготовку к защите давали сутки, до этого времени нужно было отправить презентацию, защита состоялась утром после того, как мы отправили презентацию.
Работая над кейсом, мы разделили темы, которые нужно было изучить, кто-то отвечал за анализ рынков, кто-то – за сбор данных о конкурентах, я отвечал за подготовку презентации и рассказывал о выборе рынка, на который фирма может зайти, то есть что именно она будет продавать.
Мы немного волновались, потому что защищать проект надо было на английском. В то же время такой формат помог нам собраться с мыслями, потому что паниковать было некогда, и нужно было успеть выполнить все задания.
— Как Вы узнали, что стали победителем?
— Церемония награждения тоже была дистанционной. Окончательные результаты олимпиады стали сюрпризом для всех. Наша команда стала «бронзовым» призером в командном зачёте, в индивидуальном – завоевали три золотые медали и две бронзовые.
Сначала объявляли «бронзовых» медалистов, потом «серебряных», я не слышал своего имени и думал, что остался совсем без медали. Затем объявили всех «золотых» медалистов, и я узнал, что у меня не только золотая медаль, а еще и первое место в олимпиаде.
— Что Вы почувствовали в этот момент?
— Я был очень сильно удивлен, не ожидал такого результата, конечно, очень обрадовался. Думаю, эта олимпиада помогла мне понять, что экономика — предмет, с которым я хочу связать свою жизнь, и хотел бы этим заниматься дальше. Было много сомнений по этому поводу, но сейчас я уверен в своем выборе.
— На что, по Вашему мнению, нужно обратить внимание будущим участникам олимпиады во время подготовки?
— Нужно умение решать расчетные, количественные задачи. Помимо этого, важно уметь рассуждать на экономические темы, быть в курсе того, о чем говорят экономисты сегодня и понимать современные проблемы. Важно уметь адаптироваться к новым форматам, таким, как бизнес-кейс или финансовая игра, которые меняются каждый год. Конечно, потребуется еще и знание английского языка.
— Чем бы Вы хотели заниматься в будущем?
Я бы хотел связать дальнейшую карьеру с исследованиями по экономике, ведь в этой сфере есть много проблем над которыми мы так или иначе задумываемся: проблема бедности и неравенства или проблема изменения климата. Поучаствовать в обсуждении этих проблем было бы очень интересно.
Беседу вела Елизавета Горшкова, журнал «Финансист»