На основании поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № П12-72195 о внесении предложений и замечаний по доработанной Концепции об «Особом статусе трудящегося» (далее - Концепция) в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации 23 января 2020 года состоялась специальная X сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам (далее – Объединение) по теме: «Концепция об особом статусе трудящегося государств-членов ЕАЭС».

Проект Концепции был представлен О.В. Артамоновым, заместителем директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии на шестом заседании Консультативного комитета по миграционной политике при Коллегии Комиссии, состоявшегося 2l ноября 2019 года в г. Москве.

Сотрудники Финансового университета (заместитель проректора по научной работе Ю.М. Грузина, главный научный сотрудник, руководитель Объединения М.Л. Галас) приняли участие в работе вышеназванного заседания Консультативного комитета по миграционной политике при Коллегии Комиссии.

В рамках специальной сессии Объединения обсуждались:

  1. Социальные и миграционные проблемы трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей в реализации прав, свобод и преференций, закрепленных в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор), выявленные в правоприменительной практике.
  2. Принципы, цели, задачи, способы, результаты и последствия реализации Концепции.
  3. Предложения Финансового университета об изменении дефиниции «иностранный работник», используемой в российской правовой системе, с целью приведения ее в соответствие с международной формулой – «трудящийся-мигрант».

С докладом о целях, задачах, принципах Концепции и способах, формах ее реализации выступил О.В. Артамонов, заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии.

Докладчик отметил, что разработанный Евразийской экономической комиссией проект Концепции соответствует вызовам и задачам Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) по обеспечению свободного передвижения рабочей силы на всем пространстве интеграционного объединения.

Цель проекта Концепции, заключающаяся в предоставлении трудящимся ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые, гражданско-правовые договора или свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также членам их семей, объема прав, не меньшего, чем объём прав, который предоставляется иностранным гражданам, проживающим в этом государстве-члене ЕАЭС, соответствует лучшим мировым практикам по регулированию трудовой миграции, как в рамках региональных интеграционных объединений, так и отдельных государств, активно привлекающих иностранную рабочую силу на свои рынки труда.

Новизна проекта Концепции состоит в кумулятивном подходе к решению проблем миграционного, экономического и социального характера, которые были выявлены при анализе правоприменительной практики ЕАЭС в сфере миграции. Акцент на комплексное устранение проблем на пути свободного передвижения рабочей силы будет способствовать экономическому прогрессу государств-членов ЕАЭС благодаря повышению поступлений налоговых и социальных отчислений, обеспечению роста деловой активности (индивидуального предпринимательства), а также развитию единого рынка трудовых ресурсов.

О.В. Артамонов констатировал, что правоприменительная практика ЕАЭС выявила ряд серьезных проблем миграционного и социального характера, в результате чего предусмотренные Договором свободы не обеспечиваются на территории Союза в полном объеме.

Среди данных проблем:

  • различие условий предоставления страховых продуктов для трудящихся ЕАЭС и граждан государства трудоустройства;
  • различия в государствах-членах ЕАЭС механизмов и источников финансирования услуг в сфере здравоохранения, видов, форм и объема медицинской помощи, оказываемой трудящимся и членам их семей;
  • неурегулирование в государствах-членах ЕАЭС процедуры миграционного учета в отношении трудящихся, осуществляющих трудовую деятельность в стране трудоустройства на основании долгосрочного трудового, гражданско-правового договора (многократность, как правило ежегодно, совершения въезда/выезда и постановки на миграционный учет в государстве трудоустройства);
  • отсутствие в государствах-членах ЕАЭС специальной процедуры миграционного учета для иностранных индивидуальных предпринимателей, в результате для осуществления предпринимательской деятельности данные шлица обязаны получить общий статус временного или постоянного проживания в государстве трудоустройства;
  • установление банками государства трудоустройства требования по предоставлению документов, подтверждающих статус временного или постоянного проживания, для открытия дебетового счета;
  • ограничение доступа к государственным услугам в полном объеме для трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС по сравнению с иностранными гражданами, обладающими статусом временного или постоянного проживания;
  • ограничения в области имущественных (как, например, владение недвижимым имуществом) и неимущественных (например, вступление и участие в профсоюзах) прав для трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС по сравнению с иностранными гражданами третьих государств, обладающих статусом постоянного проживания;
  • затрудненность статистического учета трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС вследствие ограничения такого учета уведомлением о заключении трудового или гражданско-правового договора и постановки на миграционный учет с целью «работа» (например, в Российской Федерации),ю иных процедурных ограничений.

В дополнение к основным вопросам модератором сессии М.Л. Галас был поставлен ряд вопросов, дополняющих основные темы обсуждения:

  • о методах решения проблем, возникающих на территории государств-членов ЕАЭС в связи с реализацией закрепленных в Договоре прав, свобод трудящихся граждан этих государств и членов их семей;
  • о гармонизации дефиниций Договора с национальным законодательством государств-членов ЕАЭС;
  • о балансе национальных интересов и преференциальных норм Договора в отношении трудящихся и членов их семей, взаимовыгодной трудовой и экономической деятельности граждан государств-членов ЕАЭС;
  • о правовых, административно-управленческих, регулятивных методах и механизмах реализации Договора на территории государств-членом ЕАЭС;
  • о миграционных рисках на территории основного принимающего государства Союза - России, о факторах оттока трудовых ресурсов из государств-членов ЕАЭС.
  • о перспективах совместных инвестиционных проектов на территории Союза и программ для инвестирования в развитие малого с среднего бизнеса получаемых трудящимися и самозанятыми гражданами государств-членов ЕАЭС доходов:
  • об источниках и инструментах финансирования страной трудоустройства и странами гражданства социальных обязательств Договора по отношению к трудящимся гражданам государств-членов ЕАЭМ и членам их семей.

М.Л. Галас отметила, что граждане государств-членов ЕАЭС наделены преференцией свободы передвижения на всем пространстве этого Союза, не ограничены административными ограничениями осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности. Граждане Союзного государства России и Беларуси правомочны выбирать место жительства заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством, пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, социальными гарантиями. В отношении граждан государств-членов ЕАЭС не применяют ограничений, установленные национальными законодательствами в целях защиты своих рынков труда, отменены квотирование и обязательные разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности. Развивается онлайн-платформы, предоставляющие этим преференциальным категориям мигрантов получать государственные электронные услуги на всем пространстве Европейского союза.

Российское государство законодательно закрепило ряд важных мер, направленных на защиту и обеспечение безопасности от злоупотреблений в отношении трудящихся внешних мигрантов.  Например, закреплена обязанность работодателей отчислять взносы в фонд социального страхования за иностранных работников, что позволяет обеспечить мигранту будущую страховую пенсию. Трудящимся иностранным гражданам представляется право получения пособий по временной нетрудоспособности. В 2018 году граждане государств, входящих в состав ЕАЭС, работающих по трудовому договору, получили возможность оформлять безвозмездно полисы обязательного медицинского страхования. Иностранных граждан, обратившихся за разрешительными документами на проживание или ведение трудовой деятельности, законодательство обязывает подтвердить знание русского языка, основ законодательства и истории России.

Распоряжение Коллегии ЕЭК от 05.03.2019 г.  был одобрен проект  Договора о пенсионном обеспечении иностранных трудящихся и членов их семей в рамках Евразийского экономического союза и с этого момента вступил в юридическую силу. На основании этого договора граждане государств ЕАЭС получили равные права по формированию, сохранению и реализации пенсионных прав, приобретенных ими в период работы в странах-членах этого объединения. Каждое государство - член ЕАЭС полномочно определять право на пенсию и исчислять ее размер на основании своего национального законодательства. Для определения права на пенсию предложено суммирование страхового стажа за весь период трудовой деятельности на территории ЕАЭС.

Были расширены права иностранных студентов на осуществление трудовой деятельность на территории Российской Федерации. С 01.01.2014 года  труд данных лиц регулируется статьей 13.4  Федерального закона о № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан. Иностранный студент может осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу за исключением случаев выполнения им работы в каникулярный период, либо в свободное от учебы время в образовательных организациях. Но иностранный студент не вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории субъекта Российской Федерации, где обучается. Разрешение на работу данному иностранному гражданину выдается без учета квот на выдачу разрешений для осуществления работы иностранцам. Этот документ выдается на срок действия заключенного трудового договора и не более одного года, а также не должен превышать срок обучения.

Не дифференцирован правовой статус иностранных граждан их групп, въезжающий на территорию Российской Федерации в целях ведения предпринимательской, инвестиционной деятельности.  На данный момент законодатель расширил лишь перечень оснований для выдачи визы. Прямое толкование Федерального законна от 15.08.1996 N 114-ФЗ показывает, что законодатель не регулирует статус инвесторов-физических лиц, рассматривает статус только   инвесторов – юридических лиц, представители которых намерены посетить Федерацию как работники по найму.

В России помимо довольно сложной процедуры получения гражданства инвестором-предпринимателем, обязательным требованием является отказ заявителя от гражданства страны происхождения или решение о выходе или невозможности выхода из него. Это требование существенно ограничивает приток потенциальных иностранных инвесторов.

Руководитель Объединения привела данные, что граждане государств – участников ЕАЭС, поставленные на миграционный учет в Российской Федерации, составили 15,5% к общему числу всех учтенных иностранных граждан.   С целью работы на территорию Федерации въехало большинство иммигрантов гражданства Киргизии (79%) и Армении (62%).

Следует с осторожностью и ответственностью перед национальными интересами России, как основного государства трудоустройства для граждан стран-членов ЕАЭС. Следует учитывать и задачи обеспечения общественной стабильности и предупреждения конфликтогенности в миграционно привлекательных регионах РФ. Права граждан РФ, как государства трудоустройства иммигрантов, не должны быть ограничены преференциями в отношении иностранных трудящихся. Следует учитывать финансовые возможности выполнения принимающим государством и его субъектами социальных гарантий в отношении иммигрантов, в том числе трудящихся государств-членов ЕАЭС. Следует учитывать, что иностранные работники задействованы на рынках труда, занятости и профессий идентично с гражданами России, уровень безработицы в Российской Федерации остается самым высоким среди государств-членов ЕАЭС, число безработных российских граждан (в возрасте от 15 до 72 лет) в 2019 г. составило 3,7 млн. человек (как безработные с применением критериев МОТ: т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Наибольшая численность безработных по уровню образования затронула граждан, имеющих среднее профессиональное, среднее общее, высшее образование.

Концепция об особом статусе трудящегося, разобранная ЕЭК требует доработки. Важно разработать основополагающие дефиниции, категории, понятийный аппарат, приведя его в соответствие с национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. Разделить проблемы социального и миграционного характера, рамочно определив правовые, административные, регулятивные, финансово-экономические основы их решения. Значительная часть вопросов по обеспечению свобод, прав, гарантий трудящегося, предусмотренных Договором, может быть решена без введения особого статуса трудящегося.

Целесообразно внести соответствующие изменения в нормы Договора, обсудив с государствами-членами ЕАЭС возможность их имплементации в национальном законодательстве, реализации в механизмах, инструментах регулирования трудовой, социальной и миграционной сфер с учетом общесоюзных и национальных интересов. Важно определенное понимание какой специальный правовой статус необходимо ввести на территории Союза для трудящегося с учетом особенностей национального законодательства.

Безусловно, решение поставленных в Концепции проблем необходимо. Научно-методологическое объединение по миграционным и демографическим процессам Финуниверситета разработает предложения и рекомендации для доработки Концепции и решения актуальных проблем реализации норм Договора в отношении правового положения трудящегося.   

М.Л. Галас представила к обсуждению разработанные совместно с Бюро Международной организации по миграции в Москве рекомендации юридико-технического характера:

  1. О возможности изменения дефиниции «иностранный работник», используемой в российской правовой системе, с целью приведения ее в соответствие с общепризнанной международной формулой – «трудящийся-мигрант», в большей степени, отражающей суть явления трудовой миграции, способствующей выработке единого понимания терминологического аппарата и единых подходов к управлению миграционными процессами. Это может быть реализовано, путем внесения соответствующего принципиального изменения в абзац четырнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», а также ряда взаимосвязанных последующих изменений как в данный Закон, так и в иные нормативные правовые акты Российской Федерации, где это понятие используется.
  2. О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», связанного с дополнением ее новыми нормами, определяющими такие основные понятия как «приграничный трудящийся-мигрант» и «сезонный трудящийся-мигрант», что позволит расширить спектр категорий, занятых и тем самым придаст законодательству большую гибкость и маневренность при регулировании трудовых отношений, различающихся по типу, цели и продолжительности.
  3. О внесении изменений в вышеуказанный Федеральный закон, направленный на закрепление в нем перечня отдельных категорий работников, на которых не распространяется общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. Предлагаемое изменение даст возможность привести российское миграционное законодательство в полное соответствие с международными подходами к деятельности по управлению трудовой миграцией.
  4. О включении в круг основных понятий рассматриваемого Федерального закона самостоятельной позиции, определяющей термин «члены семьи трудящегося-мигранта», как это сделано в Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ.
  5. О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленного на установление для граждан государств-членов ЕАЭС (при условии соответствия их требованиям, установленным в пункте 1 настоящей статьи) возможности по их желанию приобретать статус высококвалифицированного специалиста. Это позволит устранить выявленный дисбаланс при доступе граждан государств-членов ЕАЭС к трудовой деятельности в Российской Федерации, будет отвечать целям создания ЕАЭС как межгосударственного объединения, обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования своим гражданам.

В ходе обсуждения на задачи правового обеспечения норм Договора и конкретизации статуса трудящегося гражданина государств-членов ЕАЭС и членов их семей в соответствии в законодательство Российской Федерации обратила внимание Е.А.Сухарева-Крылова, ведущий советник Аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

О неразработанности правового и финансово-экономического обеспечения социальных гарантий, прав и преференций, предусмотренных Договором для трудящихся и членов их семей на территории государства трудоустройства, говорил в своем выступлении К.Д. Шевченко, эксперт Бюро Международной организации по миграции в Москве, кандидат юридических наук. Эксперт отметил, что на­ло­го­об­ло­же­ние ино­стран­ных граж­дан при по­лу­че­нии ими до­хо­дов на тер­ри­то­рии РФ за­ви­сит от их ми­гра­ци­он­но­го ста­ту­са, а также от срока на­хож­де­ния ми­гран­тов в Рос­сии. К.Д. Шевченко обратил внимание, что до­хо­ды от ве­де­ния тру­до­вой де­я­тель­но­сти иностран­ных ра­бот­ни­ков, яв­ля­ю­щи­х­ся гражданами государств-участ­ни­ков ЕАЭС, в Рос­сии об­ла­га­ют­ся по став­ке 13% (ст. 75 Договора, п. 1 ст. 224 НК РФ), как и граждан РФ.

Вместе с тем, на основании ст. 98 Договора:

  •  социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства;
  • пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами:
  • право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

    Согласно приложению № 30:
  • государство трудоустройства обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.
  • государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

Возмещение затрат медицинской организации (учреждению здравоохранения) на оказание скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся государств-членов и членам семей осуществляется за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы государства трудоустройства в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения.

Также, отметил эксперт, согласно вышеуказанной статье Договора, дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Вышеперечисленные расходы – значительная финансовая нагрузка на бюджет государства-трудоустройства, в конечном итоге на его граждан-налогоплательщиков.

Целесообразно предусмотреть финансовую ответственность государства гражданства, создание соответствующих фондов, обеспечивающих на территории государств-членов ЕАЭС социальные гарантии трудящемуся и членам их семей. Долгосрочное пребывание или постоянное проживание трудящегося, как обладателя «особого статуса», и членов его семьи, при условии вышеизложенного пакета социальных гарантий, может существенно увеличить финансовую нагрузку на государство трудоустройства, его граждан-налогоплательщиков.

Данную проблематику продолжила Е.С. Мельничук, начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан Управления анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами ФАДН России, кандидат социологических наук. Е.С. Мельничук высказала идею о целесообразности дифференциации статуса трудящегося в зависимости от вида деятельности, срочности и сезонности выполняемой работы. Также представитель ФАДН поделилась опытом Российской реализации инструмента организованного набора иностранных работников, их экономической и социальной адаптации в стране трудоустройства. В качестве примера было приведено соответствующее российско-кыргызское соглашение.

А.Д. Алтымышева, 1-й секретарь, Вице-консул Посольства в Российской Федерации и М.М. Бейшенов, руководитель Государственной службы миграции Кырызской Республики в Российской Федерации, продолжили тему взаимовыгодного и дружественного сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС.

С предложениями и замечаниями выступили:

  • Б.А. Безпалько, член Президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации.
  • Ч.А. Сарыбаев, начальник отдела трудовых ресурсов Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии.
  • О.С. Осипова, профессор Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор социологических наук.

Замечания и предложения по Концепции направили сессии:  

Г.Г. Силласте, научный руководитель Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации.

По убеждению Г.Г. Силласте, Категория трудящиеся – по своему содержанию означает оплачиваемый государством (или собственников) вид трудовой деятельности человека, занятого регулярным трудом в   конкретной социальной организации, где он   как гражданин государства (и налогоплательщик) платит соответствующие   налоги.

В этом контексте мигрант – гражданин другого государства, не являющийся «трудящимся» (как представитель данного социального класса). Он - временный наемный работник ограниченного времени пребывания на территории другого государства. Что не предполагает и должно быть адекватным предоставлению ему всех социальных прав трудящимся предусмотренных для граждан РФ.

В современных условиях происходит триангуляция рынка труда, которая   сегментирует традиционный рынок труда на три видовых рынка рынок труда, рынок занятости и рынок профессий, отличающихся разными условиями труда, разным качеством труда   и его разной конкурентоспособностью.

Кроме того, каждый из них   обладает своими правилами заполнения, нормами регуляции и видами трудовой деятельности

Г.Г. Силласте задает вопрос: на заполнение какого именно рынка предусматривается предлагаемая категория «трудящегося» мигранта?

Отвечая на него, Г.Г. Силласте, отметила: «Как неоднократно подтверждают социологические исследования, самая высокая степень вероятности, что это будет рынок занятости, который может принимать неквалифицированную рабочую временного использования по запросу государства (или работодателя)».

По мнению, Г. Г. Силласте, в абсолютном большинстве случаев мигранты как временно занятые стихийно распределяются на этом рынке, заполняя ниши, не конкурирующие с рынком профессий. 

Рынок занятости для государства сегодня затратен тем, что требует хотя бы минимальной системы подготовки мигрантов к трудовой деятельности на российском рынке труда (языковой, культуро-этической).

Вновь Г.Г. ставит острый вопросы:

  • Какие это расходы, в какой мере они оправданы и целесообразны, когда   качество мигрантского труда самое низкое   и безответственное?
  • Для категории национального класса трудящихся все эти расходы в основном берет на себя государство и   определенный работодатель?

Г.Г. Силласте считает, что мигрант по статусу – одновременно работник мигрирующего (т.е. неустойчивого) и неквалифицированного вида труда на рынке занятости является   непостоянным рабочим. Смена места трудовой занятости у мигрантов происходит довольно часто пока он не определится со своей трудовой квалификацией и у него не появится трудовая   оседлость.

В этой связи Г.Г. Силласте задает вопрос: «Зачем государству, принимающему мигрантов, наполнять рынок занятости неквалифицированными «чернобрабочими», требующими от работодателей-собственников и государства как работодателя так понижать качество самого уязвимого сектора рынка труда»?

Но когда трудовой   мигрант закрепляется на рынке занятости, полагает Г.Г. Силласте, он начинает активную деятельность по    перемещению в Россию членов своей семьи (хотя это и не 100%-ная тенденция), начинается процесс правового давления на государство. Мотив воссоединения с семьей   становится ведущим.

И вновь вопрос эксперта: «В какой мере это нужно   государству»?

Такие   выбросы дополнительных иностранных неквалифицированных иждивенцев, становящихся получателями разных социальных пособий в России, , подчеркивает Г.Г. Силласте, не только экономически, но и политически     не нужны   РФ и представляют собой потенциальную   социальную угрозу.

В таком случае необходимо ответить на вопросы:

  • Насколько соответствует задаче    формирования качественного национального рынка труда и профессий притязания мигранта на статус «трудящегося «в другом государстве»?
  • В какой мере защищается приоритет трудоустройства   прежде всего   своих недостаточно квалифицированных кадров, не создающих конфликта интересов   на триедином рынке труда, занятости и профессий?

 На эти вопросы Г.Г. отвечает: «По своей социальной сущности российский (национальный) рынок труда, занятости и профессий - это    тот    стратегический объект социальной устойчивости, который должен более тщательно охраняться в интересах государства, а не прибывающих мигрантов      с их цепных реакций простейшего размножения за счет перевоза   в Россию    членов своих семей».

Г.Г. внесла предложение: работа   мигрантов, желающих трудоустроиться в России, должна давать право России как принимающей стороне-выдвигать свои   условия предоставления места занятости

Среди таких условий

  1. Владение русским языком   на уровне С (могу не свободно, но говорить и читать) для целей общения и ориентации   на территории другого государства.
  2. Знание элементарных норм бытовой и трудовой культуры, производственной дисциплины.
  3. Владение каким- либо техническим навыком в интересах производства.

Эти расходы должны нести мигранты, выезжающие с места своего проживания на работу в Россию (уровень расходов определяется местными нормами в зависимости от уровня жизни в местах   их проживания). 

Общий вывод Г.Г. о проекте Концепции: «Предложение об особом статусе «трудящегося «мигранта не поддерживаю. Считаю это предложение недостаточно   продуманным, преждевременным и полит-экономически не   оправданным, ибо оно заключает в себе больше издержек (особенно с точки зрения перспективы и защиты интересов государства на национальный рынок труда, занятости и профессий в эпоху цифровизации), чем очевидных   достоинств и выгод».

А.А. Власов, профессор кафедры «Международное частное и гражданское право» Московского государственного Института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, член научно-консультативного совета Гражданско-правовой секции Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно мнению А.А. Власова, предложенная Консультационным комитетом по миграционной политике при Коллегии ЕЭК Концепция об особом статусе трудящегося, в должной мере является несбалансированной и, на наш взгляд, не отвечает принципу обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов государств – членов ЕАЭС (ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Задача по повышению благосостояния граждан является приоритетным направлением всех без исключения государств – членов ЕАЭС, но не все решения, принимаемые на наднациональном уровне, способствуют выполнению этой важнейшей государственной задачи.

В целях развития инвестиционной привлекательности, а также повышению экономической показателей регионов, как в Российской Федерации, так и в других государствах – членах ЕАЭС, достаточно давно реализуется стратегия создания особых экономических зон. Так, например, у наших партнеров – Республики Беларусь, с 2018 г. развивается новая особая экономическая зона – «Парк Высоких технологий», существуют специальные экономические зоны и в других государствах – членах ЕАЭС.

Когда Правительством Российской Федерации принималось решение о создании этих особых экономических зон на территории Российской Федерации, то, прежде всего, рассматривались интересы отдельных взятых регионов. Мы все прекрасно понимаем, что повышение благосостояния граждан – это важнейшая социальная задача. Крупные компании США, Федеративной Республики Германия, Республики Корея, Французской Республики и иных стран были вовлечены в работу по созданию этих зон. Удачно были реализованы проекты по строительству новых заводов, наукоемких и экспериментальных производств, технологических линий. Были созданы серьезные производственные кластеры.

В обмен на локализацию производства, создание новых рабочих мест наши иностранные партнеры получили серьезные налоговые преференции. Все эти усилия по созданию особых экономических зон не могли быть осуществлены без серьезных инфраструктурных затрат, которые легли на «плечи» не только национальных (федеральных), но и бюджеты отдельных регионов (областей).

Сложно оценить насколько выбранный авторами Концепции путь пересекается со ставшей модной Концепцией устойчивого развития, которую можно встретить во многих нормативных правовых актах ООН и суверенных государств. Государства – члены ЕАЭС должны быть готовы и к возрастающим рискам. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как сама Концепция Особого статуса трудящегося, так и принципы, на которых разрабатывается эта Концепция (см. стр. 3 Концепции), в полной мере не соответствуют ст. 3  Договора, в связи с чем сама Концепция требует доработки.

Представляется также, что данная Концепция должна в себя включать также примерный перечень нормативных правовых актов, которые на основании её будут разработаны.

Участие в обсуждении приняли:

Д.З. Музашвили, заместитель декана Факультета социологии и политологии, кандидат философских наук.

И.Ю. Федорова, профессор Департамента общественных Финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук.

Д.Е. Фураев, заместитель начальника отдела миграции Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии.

М.Е. Родионова, директор Центра европейских исследований, образовательных услуг и консалтинга, кандидат социологических наук, доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Информационные партнеры круглого стола:

  • Информационно-правовая компания «ГАРАНТ»
  • Научный журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета»
  • Научный журнал «Наука. Общество. Оборона» 
Концепция об особом статусе трудящегося государств-членов ЕАЭС