30 октября 2019 г. в музее Финуниверситета был проведен семинар, посвященный приемам, формам и методам мотивации студентов к обучению, одному из главных факторов результативности образовательного процесса.

На семинаре выступили победители номинации «Педагогическое мастерство» конкурса «Методический олимп» в 2019 г.:

  • Петухов Валерий Александрович, к.э.н., ст. преподаватель Департамента экономической теории.
  • Юрасова Ирина Олеговна, к.э.н., доцент Департамента учета, анализа и аудита.

В своем выступлении Петухов В.А. отметил, что интерес студентов к материалу по дисциплине «Экономическая теория» он повышает тем, что старается достаточно часто рассматривать со студентами актуальные темы. Например, режим санкций и антисанкций, современная гонка вооружений и ее влияние на экономическое развитие страны, природа прибыли, товарно-денежные отношения в современных политических теориях и т.д.

Интерес студентов к вопросам экономической теории повышается дискуссиями по проблемам, которые в истории нашей страны были очень сложными, но так и не были удовлетворительно решены. Например, товарно-денежные отношения в плановой экономике (существование двух денежных миров, в которых деньги выполняют разные функции, «фиктивная» купля-продажа между государственными предприятиями, неконвертируемость национальной валюты и т.д.).

Важнейшим элементов выстраивания отношений со студентами, по его мнению, является проявление уважения к ним. Каждый человек подсознательно желает признания важности своей личности. Например, когда 2-3 человека сразу поднимают руку, а последний студент чуть позже тоже присоединяется к ним, Петухов В.А. спрашивает этого последнего студента. При этом первым 2-3 студентам предлагается выступать в роли консультантов и смотреть за правильностью ответа (признание студента консультантом подсознательно повышает его самооценку). При правильном ответе оценки выставляются всем этим студентам.

Различные методы в обучении варьируются в зависимости от конкретной ситуации: простые и сложные вопросы, «вредные вопросы», «хитрые» задачи на логику, игры (например, дебаты в английском парламенте по поводу хлебных законов), разбор сложных ситуаций, в которых существуют разные точки зрения. При этом важно не навязывать свое мнение по спорным вопросам студентам. Рассматривая общераспространенные точки зрения на конкретный вопрос, преподаватель обращает внимание на то, что по данному вопросу существуют и другие точки зрения, а также на возможность каждого студента сформировать личную точку зрения по проблеме, однако, обязательно грамотно ее аргументируя.

Презентация В.А.Петухова

 

Юрасова Ирина Олеговна в своем выступлении сделала акцент на том моменте, что мотивировать на учебу студентов - представителей поколения Z, является непростой задачей. Они являются детьми высоких технологий, живущими в виртуальном пространстве, представителями цифрового поколения, поэтому традиционный подход к обучению по дисциплине «Бухгалтерский учет» в виде обычных лекционных и семинарских занятий не всегда может привести к высоким результатам.

Конфуцию приписывают слова «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня в процесс — и я пойму», и эта фраза наиболее точно, на наш взгляд, и на сегодняшний день описывает процесс образования, в том числе и высшего, который без вовлеченности студентов в процесс становится обреченным на провал.

Эту вовлеченность, считает Ирина Олеговна, обеспечивает использование программного обеспечения и работа с интернет ресурсами. Рекомендации посмотреть короткое видео на YouTube, воспользоваться онлайн ресурсами, предоставляемыми медиатекой Финансового университета, например, один из вариантов - Библиотека Онлайн Лекций по Бизнесу и Маркетингу издательства Henry Stewart Talks, прослушать подкаст и аналогичные, подкрепляемые последующими обсуждениями данных материалов, воспринимаются студентами с большим энтузиазмом, чем рекомендации прочесть главу учебника.

Практико-ориентированность обучения – еще один аспект, вовлекающий студентов в процесс обучения. Изучение финансовой отчетности конкретной организации, размещенной на официальном сайте компании или, например, в системе СПАРК, применение кейсов, как разработанных самостоятельно, так и размещенных в сети интернет, например, Harvard Business Review.

И наконец, в огромном массиве информации, необходимо научить студентов находить ту, которая будет не только интересна, но и достоверна, и полезна.

Для повышения интереса студентов к процессу обучения и, соответственно, улучшения усвоения материала и итоговых результатов Юрасова И.О. считает важным использование дифференцированного подхода к студентам. Исходя из модели Колба, которая в дальнейшем была доработана и расширена Хани и Мамфордом, необходимо предлагать разным типам студентов различные виды работы. Исходя из разработанных ими типологий, очень популярных, например, в Великобритании, выделяют следующие типы студентов:

  • прагматики (предпочитают опробовать идеи на практике): решение задач, дискуссия, изучение учебных кейсов, интерактивные виды занятий
  • активисты (предпочитают заняться трудной и желательно новой задачей): групповое обсуждение, ролевая игра, конкурсы, деловые игры
  • мыслители (предпочитают иметь достаточно времени для обдумывания, чтобы принять решение): представление изученного материала с разных точек зрения, устные беседы
  • теоретики (предпочитают логически структурировать аргументы и идеи): лекции, приведение общей информации, дебаты

Применение разных подходов к различным типам студентов позволяет мотивировать студентов включиться в процесс обучения. С точки зрения Ирины Олеговны, сейчас процесс обучения студентов сводится не к передаче знаний, как основному процессу, главенствующему в традиционной системе обучения, а в повышении заинтересованности и мотивации студентов получить знания и навыки, которые студент будет считать полезными или необходимыми в своей будущей профессиональной жизни.

Презентация И.О.Юрасовой

Состоялось живое обсуждение методов мотивации студентов к обучению, в котором приняли участие Белгородцев В.П., Селезнев П.С., Терская Г.А., Полевая М.В., Сидорова И.В., Мирошникова Т.А., Кочкова О.Е., Назарова Н.А., Розина и др.