Библиотека всегда была важной составляющей жизни любого университета, настоящим источником знаний для любого ее посетителя. Но прогресс не стоит на месте. Процессы, происходящие в современном обществе, напрямую влияют на библиотеки и заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства, роли и функциях современной библиотеки.

В рамах Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: академические свободы VS аккредитационные ограничения» 22 марта 2019 г. в Финансовом университете состоялась методическая конференция «Форсайт университетской библиотеки и библиотекаря» совместно с издательской группой «КНОРУС».

«Каким будет университет будущего? Какова роль преподавателя завтрашнего дня? Будущее, безусловно, меняет наше представление о традиционных понятиях. Однако, какие бы технологии не пришли в нашу жизнь, университет всегда должен оставаться университетом. Это нечто большее, чем просто парта и доска, это место, где воспитывается личность, где зарождается дружба, создаются семьи, где происходит развитие. И, конечно, трудно недооценивать важность библиотеки в университете. Неоспорим тот факт, что роль библиотекаря, как и роль преподавателя тоже стремительно меняется и трансформируется. Библиотекарь сегодня это уже не та профессия, к которой мы привыкли, это иная специальность, соответствующая запросам сегодняшнего общества. Какая она, мы с вами вместе обсудим», - приветствовала гостей вуза проректор по развитию образовательных программ Финансового университета, д-р экон. наук, проф. Е.А.Каменева.

В конференции приняло участие более 150 человек: руководители университетских библиотек, представители ведущих издательств, а также компаний-распространителей информации.

Дискуссия мероприятия затронула несколько актуальных проблем сегодняшнего дня: неуверенность в способности аккредитации обеспечить высокий уровень качества образования для повышения конкурентоспособности и прозрачности образовательных систем; результативность аккредитационной экспертизы в оценке реального качества подготовки выпускников; неспособность существующей системы государственной аккредитации вузов учитывать современные глобальные требования к организации глобального процесса, широкое применение онлайн-курсов и предусмотренную законодательством  возможность для ведущих вузов самостоятельно определять образовательные стандарты.

В ходе конференции также обсудили вопросы подготовки документации, сервис-ориентированные технологии в научных библиотеках, модели представления информации в электронных библиотеках, управление статистикой посещаемости и другие острые темы библиотеки современного общества.

Итогом обсуждения стала выработка участниками конференции решений об организации семинаров и круглых столов по обмену опытом между университетскими библиотеками с участием представителей контрольных органов; рассмотрена возможность снижения НДС на электронные книги, связанные с образованием, наукой и культурой до уровня 10%, а также возможность включения отечественных баз данных и электронных образовательных ресурсов в Национальную подписку.

Все идеи, комментарии и выводы докладчиков не останутся незамеченными - все они будут обобщены в аналитической записке для министерств и ведомств в рамках рекомендаций от нашей большой методической конференции.