Финансовый университет при правительстве РФ — один из немногих вузов страны, выпускники которого не имеют проблем с трудоустройством, что говорит о высоком качестве образования, которое там дают. Сегодня университет представляет собой разветвленную региональную сеть, которая охватывает практически всю Россию. Об истории, преимуществах и особенностях уникального вуза, который имеет четкий бизнес-план до 2023 года, “Ъ” побеседовал c ректором Финансового университета при правительстве РФ Михаилом Эскиндаровым.

— Прежде всего хотелось бы поздравить Финансовый университет с наступающим столетием. В преддверии юбилея какие ключевые моменты, определившие судьбу вуза, вы можете особенно отметить?

— Я бы разделил историю нашего университета на три этапа. Первый — с момента его основания в 1919 году и до 1946 года. В эти годы к нашему вузу, который тогда назывался Московский финансово-экономический институт, был присоединен Кредитно-экономический институт и создано новое учебное заведение — Московский финансовый институт. В этом качестве мы работали до 1991 года, когда наш институт получил статус академии и в октябре 1992 года был передан непосредственно в ведение правительства и стал именоваться Финансовой академией при правительстве РФ. Третье событие, положившее начало современному этапу нашей жизни, произошло в 2010 году, когда мы получили статус университета, в состав которого вошли несколько высших и средних специальных учебных заведений.

В нескольких предложениях передать историю Финансового университета очень сложно, потому что мы являемся одним из старейших и ключевых вузов России. Совершенно точно можно сказать одно — мы всегда занимали и занимаем ведущее место в формировании кадров для экономической системы страны.

— Какие особенные знания и навыки вы даете студентам?

— С первых дней своего основания наш университет был ориентирован на подготовку первоклассных специалистов для финансово-кредитной сферы. Поэтому наша особенность в том, что учебный процесс организуется таким образом, что наряду с широкими теоретическими знаниями он носит практико-ориентированный характер. Именно поэтому на протяжении всей истории у нас преподавало большое количество финансистов и экономистов-практиков, в том числе работающих в государственных структурах. За последние десять лет у нас сформировано 15 базовых кафедр, которые мы создаем с ведущими банками, предприятиями и консалтинговыми компаниями. Все они участвуют в образовательном процессе и научных исследованиях университета. Например, ведущая мировая аудиторская компания KPMG является выпускающей кафедрой на Международном финансовом факультете, где обучение проходит исключительно на английском языке. Представители компании читают лекции, проводят семинары, руководят выпускными квалификационными работами, приглашают к себе перспективных студентов. Подобным образом у нас работают совместные базовые кафедры с Газпромбанком, 1С, PwC, EY, ДОМ.РФ и многими другими.

Кроме того, благодаря практике сотрудничества с ведущими компаниями наши студенты могут проходить практику, стажироваться не только в России, но и за рубежом. Даже в советские времена студенты нашего университета, одни из немногих в стране, регулярно выезжали на стажировки в Чехословакию, Германию, Болгарию. Поэтому выпускники могли применять на практике международный опыт и знания, и это помогало им решать сложнейшие экономические задачи в трудные времена и кризисные периоды.

О результативности такого подхода свидетельствует тот факт, что из наших стен вышло восемь министров финансов СССР и РФ, три председателя Госбанка СССР и Центрального банка России. Сегодня наши выпускники трудятся на ответственных постах в правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, Счетной палате, занимают посты губернаторов и руководителей крупных финансово-банковских организаций, являются депутатами Госдумы РФ и членами Совета федерации.

— Что еще предлагает ваш университет студентам, какая внеучебная деятельность ведется внутри?

— Внеучебной работе в нашем университете уделяется особое внимание. Студентам предоставлены все возможности для реализации знаний, умений и талантов в свободное от учебы время. При университете работают десятки различных творческих кружков, театральные группы. В течение учебного года проводится до 400 творческих, спортивных и научно-познавательных мероприятий для студентов. Студенческий «Хор Финуниверситета», вокальная студия — многократные лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Студия эстрадного и современного танца «Liberte» в 2017 году стала лауреатом I степени в номинации «Эстрадный танец», на Международном телевизионном фестивале-конкурсе ИНТЕРМУЗА\INTERMUSE. Нашим шахматным клубом «Зебра» руководят гроссмейстеры ФИДЕ чемпион Европы Инаркиев Эрнесто и Дубов Даниил. В Финуниверситете действуют «Клуб дебатов», «Клуб ораторского искусства LOGOS», клуб «Личность и карьера», «Клуб ведущих». Есть своя команда КВН для интеллектуалов, желающих проявить себя в таких играх, как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» (кстати, недавно наш выпускник, а ныне сотрудник университета дошел до финала этой передачи), «Эрудит-квартет», «Клуб интеллектуальных игр». Большое внимание уделяем спорту. В прошлом году команда нашего Спортивного клуба заняла шестое место в общекомандном зачете на Московских студенческих спортивных играх. Наша команда по мини-футболу заняла 1-е место на Международном турнире, проходившем в университете Твенте (г. Энсхеде, Нидерланды). В начале нынешнего года команда университета заняла первое место среди студенческих команд на международном турнире по керлингу среди мужских команд «WST Red Square Classic 2019».

Может поэтому наш университет стал победителем всероссийского конкурса «Лучшие практики популяризации здорового образа жизни на территории Российской Федерации среди высших учебных заведений», проводимого Общественной палатой РФ. Немаловажное значение имеет деятельность Студенческого совета и Научного студенческого общества, которые делают очень много для развития студентов и защиты их интересов.

— Среди ваших выпускников немало высокопоставленных людей, в том числе вице-премьер, министры и экс-министры РФ, известные бизнесмены, главы банков и т. д. Они как-то участвуют в жизни университета после его окончания?

— Наши выпускники нас не забывают. Так, выпускниками Финуниверситета Михаилом Прохоровым, Андреем Казьминым, Дмитрием Орловым, Владимиром Дмитриевым и вашим покорным слугой в 2007 году был создан первый в России Эндаумент-фонд. С тех пор взносы в него делают как наши выпускники, так и сотрудники университета. На сегодняшний день в фонде находится примерно 360 млн руб. Доходы от фонда мы используем на проведение научных исследований, поддержку ученых, преподавателей и студентов вуза.

Но бывшие выпускники помогают нам не только материально. Многие из них принимают участие в образовательном процессе. Среди них представители крупных банков, Министерства финансов РФ и ведущих предприятий. Мнение выпускников учитывается при составлении учебных планов, реализации программ, они организовывают встречи со студентами, вдохновляя их собственным примером. Некоторые из выпускников являются научными руководителями факультетов.

Они принимают участие в составлении учебных планов, встречаются со студентами и вдохновляют их собственным примером.

— Существуют ли у вуза договоренности с какими-то крупными организациями о трудоустройстве выпускников?

— Безусловно. Мы сотрудничаем практически со всеми крупными банками, среди которых Газпромбанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Юникредит и т. д., а также с «большой четверкой» ведущих аудиторских компаний — KPMG, PwC, EY, Deloitte и многими другими аудиторскими компаниями. Ежегодно известные финансовые структуры берут на работу несколько сот наших выпускников. У нас есть лозунг, появившийся еще 10 лет назад: «Выпускник Финансового университета! Возьми на работу выпускника университета!» И этот призыв прекрасно работает. Сейчас мы входим в пятерку вузов, окончание которых практически гарантирует трудоустройство выпускникам.

— Сегодня часто говорят, что российский рынок труда переполнен финансовыми специалистами. Так ли это на ваш взгляд на самом деле?

— Если оценивать сложившуюся ситуацию с формально-статистической стороны, то может показаться, что так оно и есть. Но проблема в том, что, хотя людей с дипломами много, но действительно качественных специалистов в этой сфере — дефицит. Поясню, в 1990-е и 2000-е годы существовало около 2 тыс. вузов и 2,5 тыс. филиалов, которые штамповали дипломы, забывая при этом давать студентам элементарные знания. В результате значительная часть таких «специалистов» сейчас трудится не по специальности, потому что просто не может соответствовать требованиям работодателей. Поэтому статистика вполне может говорить о переизбытке на рынке специалистов с финансовым образованием, но практика показывает совершенно иное.

В последние годы рынок образовательных услуг «очистился». Рособрнадзор закрыл сотни вузов и непрофильных экономических факультетов. Но где-то мы даже перестарались. Лично я прогнозирую, что в ближайшие несколько лет страна ощутит нехватку инженеров-экономистов, экономистов-отраслевиков. Например, наш филиал в Омске принимает на бюджетной основе 25 человек на бакалавриат и 25 человек в магистратуру, другого приема на бюджетные места в области нет. Несколько вузов готовят экономистов на платной основе. Общее количество выпускников всех вузов области по итогам года составит около 100–120 человек, а потребность в экономистах на сегодняшний день уже составляет 1,4 тыс. человек.

Нельзя не сказать, что цифровизация нашей экономики требует принципиально новых знаний и умений специалистов, работающих в финансово-кредитной сфере, а таких сейчас крайне мало. Мы перестраиваем наши образовательные программы таким образом, чтобы выпускники обладали широкими знаниями. Огромное внимание уделяем переподготовке сотрудников, работающих как в госаппарате, так и в предпринимательстве.

— Расскажите подробнее, сколько в университете сегодня студентов, филиалов, в каких регионах вы представлены?

 

 
  

— На сегодняшний день у нас постоянно обучается около 50 тыс. студентов. Примерно 21 тыс. из них — в Москве, остальные — в 27 регионах России, начиная от Санкт-Петербурга и заканчивая Благовещенском. Наши филиалы представлены практически во всех крупных городах России, включая Курск, Смоленск, Тулу, Липецк, Пермь, Омск, Красноярск, Махачкалу, Владикавказ и т. д. Фактически мы охватываем всю страну. Тот факт, что у университета очень развита филиальная сеть, позволяет нам готовить высококвалифицированных специалистов для регионов.

В университете работает около 3 тыс. преподавателей (из них около 600 докторов наук) и 100 научных работников. Мы являемся не только учебным центром, но и экспертами для аппарата правительства, Государственной думы, Совета федерации, министерств и ведомств. Наш вуз почти ежедневно готовит предложения и экспертные заключения для различных государственных структур.

В рейтингах российских вузов, составляемых агентством «Эксперт РА», мы занимаем 14-е место, что является большим достижением для учебного заведения, которое не является ни классическим, ни техническим, ни научно-исследовательским университетом. Тем не менее продолжаем работу по совершенствованию образовательного процесса, научно-публикационной и экспертной деятельности, чтобы стать еще успешнее. Сегодня нас нельзя называть чисто экономическим вузом. Мы готовим не только экономистов, но и специалистов в области юриспруденции, политологии, социологии, прикладной информатики и математики, туризма и т. д. В прошлом году открыли факультет экономики и финансов топливно-энергетического комплекса, в нынешнем году начнет свою работу факультет логистики, готовимся запустить новые направления подготовки, связанные с инженерными науками.

Ведем работу по присоединению к нам одного из технических вузов. Я считаю, что время отраслевых учебных заведений прошло и нам надо развивать междисциплинарные программы.

— Есть ли у вуза какие-то международные программы?

— В данный момент мы сотрудничаем с более чем 120 зарубежными партнерами. Ежегодно около 250 студентов университета выезжают за границу для прохождения обучения на один или два семестра. Примерно 25–30 человек учатся по программе двойного диплома. Суть программы заключается в том, что студенты учатся у нас в университете до третьего курса, а потом выезжают в другие страны (США, Великобритания, Германия, Испания, Италия и т. д.) и продолжают обучение в течение года, затем, сдав экзамены, получают диплом. Это значит, что наши зарубежные партнеры засчитывают дисциплины, которые студент изучил у нас. Вернувшись через год и сдав государственные экзамены, студент получает наш диплом. Таким образом, выпускник получает диплом и зарубежного вуза, и российского. Эта программа действует у нас уже около 20 лет. До введения антироссийских санкций количество выезжавших было значительно больше, особенно в США. Если раньше в Америку выезжало в среднем 40 человек в год, а в какие-то периоды до 50 человек, сейчас их как минимум стало в два-три раза меньше.

— Как вы относитесь к онлайн-образованию? Может ли оно составить конкуренцию классическому университетскому образованию

— Я сторонник развития онлайн-образования как важного компонента, дополняющего классические формы образовательного процесса. При этом онлайн-образование в некоторых случаях может оказаться единственной доступной формой образования для тех, кто не может получить его в силу объективных причин (места жительства, физических ограничений и т. п.). Однако нельзя забывать, что интернет-лекции не смогут дать того объема знаний, компетенций и умений, который студент получает в классическом формате обучения. «Самое главное богатство — богатство человеческого общения»,— говорил один замечательный писатель. Неужели в век научно-технического прогресса мы должны лишиться этого богатства? Нельзя забывать и о том, что образовательный и воспитательный процесс составляют единство. Наконец, необходимо помнить, какое огромное интеллектуальное, мировоззренческое воздействие оказывает на обучающегося прямой контакт с учителем, это в принципе невозможно заменить онлайн-курсами. Да и, боюсь, причиной предложения перейти на эту форму во многих вузах является отсутствие студентов на занятиях.

— И последний вопрос: что бы вы хотели пожелать сотрудникам, студентам и выпускникам вашего вуза в преддверии его столетия?

— Я хочу пожелать всем благополучия, в том числе финансового, удачи и процветания людям, работающим в университете, и самому вузу в целом, а выпускникам — успехов, успехов и еще раз успехов и не прерывания связи с alma mater. А мы всегда будем готовы оказать им поддержку на их жизненном пути.

Источник