С разницей в два дня крупнейшие агентства «Интерфакс» и «Эксперт РА», ежегодно составляющие рейтинги вузов России, опубликовали результаты за 2017 год.

Начнём с «Интерфакса», который провёл свою презентацию при стечении большого количества людей в своём офисе 5 июня и в тот же день опубликовал рейтинг. «Интерфакс» ранжирует вузы по более чем 50 показателям деятельности учебных заведений, включая образовательную, научно-исследовательскую, публицистическую, активность в СМИ и т.д. По сравнению с прошлым годом Финансовый университет поднялся на 5 ступенек вверх и занял 24 место в рейтинге.

Через день представило результаты своего исследования «Эксперт РА». Данное агентство также обращает пристальное внимание на образовательную и научно-исследовательскую деятельность вузов, но также использует такой важнейший инструмент, как опрос обучающихся и экспертов. По сравнению с прошлым годом, мы опустились на одну ступеньку вниз и заняли 14 место. Означает ли это, что мы работали в прошлом году хуже? Не думаю. Просто улучшили свои результаты вузы, входящие в программу «5/100», используя дополнительные ресурсы, в том числе материальные. Так, на сей раз нас на 0,02% опередил Национальный исследовательский Томский университет, заняв 13 место, но от 10 места нас отделяют всего 0,3 балла. Нас не может не радовать и то, что мы опередили такие известные вузы, как Университет ИТМО (15 место), Казанский (Приволжский) федеральный университет (16), Сибирский федеральный университет (17), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (18), НИУ Российский университет нефти и газа (19) , РУДН (20) и т.д. К слову, все эти вузы являются, в отличие от нас, участниками программы «5/100» и получают ежегодно на развитие от 300 до 950 млн. руб. 

Довольны ли мы результатами работы вуза в прошедшем году и местом в российских рейтингах? Конечно, мы были бы довольны, если бы попали и в международные рейтинги THE, Шанхайский или QS. Но есть ли у нас или у другого российского вуза, кроме МГУ, шансы попасть в число 100 лучших вузов по указанным рейтингам в ближайшие 10 лет? Увы, надо смотреть правде в глаза: реальных шансов нет. И не потому, что наши вузы работают плохо, а потому, что основным показателем в тех рейтингах выступает наука, а, как известно, большинство зарубежных вузов формировались как исследовательские центры, ведущие учебную работу, а российские вузы формировались как образовательные, ведущие и исследовательскую деятельность. Из всех российских вузов только НИУ ВШЭ изначально формировался как исследовательский университет, получая ещё и мощную поддержку государства. В отличие от нас, ВШЭ является многопрофильным, по сути классическим, университетом, включившим в свой состав несколько НИИ и научных центров, например знаменитый в прошлом Московский институт электронного машиностроения. Университет привлёк большое количество известных российских и зарубежных учёных. У вуза отличные успехи, и я искренне желаю им добиться ещё больших результатов! 

Означает ли все это, что наш университет не ставит большие цели и не собирается стремиться занять более высокие позиции в российских и мировых рейтингах? Конечно, мы будем стремиться развиваться и дальше, открывая новые программы, как бакалаврские, так и магистерские, новые лаборатории и научные центры, устанавливая связи с ведущими российскими компаниями и вузами, приглашая ведущих учёных из-за рубежа и молодых специалистов, выпускников нашего и других ведущих вузов. Признаю, что кафедры и департаменты университета не всегда правильно подбирают кадры, что у большинства из них нет системной работы с выпускниками, что требуется обновление кадров. Сегодня наша главная проблема - отсутствие молодых и амбициозных, в том числе руководящих, кадров. 

В эти дни совместно с компанией PwC мы заканчиваем работу над новой Стратегией развития Финансового университета, а впереди предстоит работа по изменению структуры управления вузом и оптимизация обслуживающих подразделений.

В последние годы мы много внимания уделяли развитию материально-технической базы вуза: ввели в строй несколько учебных корпусов и общежитий, оснастили их новой техникой, началось обновление компьютерных классов, колоссальные деньги выделяются на программные продукты.  

Настало время и возможность уделить больше внимания поддержке интересных прорывных идей и разработок. Будем активнее внедрять финансирование новых научно-исследовательских проектов, развивать программу поддержки молодых кадров, интернационализацию вуза. В ближайшее время будет составлена программа работы с талантливой молодежью с целью их привлечения для работы в вузе. На базе Международного финансового факультета будет создан по-настоящему международный учебно-научный центр. 

Какие могут быть риски? Их, на самом деле, много. Надо понимать, что изменения всегда задевают чьи-то интересы, нарушают заведённый порядок вещей, заставляют работать больше, чем кому-то хотелось бы. Замечу, что для сохранения социальной стабильности в коллективе мне, ректору, приходилось идти на определённые уступки, не замечать достаточно длительное время бездеятельность или неэффективность тех или иных руководителей подразделений вуза.

А сейчас, когда одного из таких деятелей, провалившего несколько проектов, оскорблявшего и унижавшего своих коллег, уволили за неоднократные нарушения учебной дисциплины и этики взаимоотношения преподавателей, он начал кричать, что его бывшие коллеги – халтурщики, печатаются в мусорных изданиях, что вуз не вошёл в мировые рейтинги на первых позициях, что (о, какой позор!) опустился в российском рейтинге с 13 на 14 место, а ректор злоупотребляет доверием коллектива и заставляет преподавателей держать свои деньги в определенном банке.

Поистине прав товарищ. Только забыл он добавить, что ректор в течение многих лет назначал его на различные должности, несмотря на провалы, терпел его неэффективность и полное отсутствие результатов. Прав в том, что в рамках всеобщей погони за количеством публикаций многие преподаватели и научные работники печатались в не очень достойных научных изданиях. Но об этом мы не молчим. Эту проблему в жесткой форме обсуждали на Ученом совете 29 мая, сейчас идёт служебное расследование. Думаю, что это общая проблема всех вузов и НИИ: спрос порождает предложение и на рынке, не только российском, но и мировом, появилось большое количество недобросовестных изданий и большое количество, к сожалению, желающих в них печататься.

А что касается банка, он сделал для университета ещё 10 лет назад замечательный проект, от которого тогда отказались многие банки, – социальную карту, которая объединяет в себе пропуск, читательскую книжку, зачетную книжку, студенческий билет и проездной билет, а также одновременно является банковской картой. Банк никогда не подводил и работал исправно. У любого работника вуза есть право выбора из пяти-шести банков, с которыми вуз сегодня сотрудничает. Никогда ректор не навязывал никому конкретное финансовое учреждение. 

Анализ опубликованных материалов позволяет сказать, что у университета большое замечательное прошлое и, уверен, большое будущее. Впереди 100-летие!

 

Ректор Финансового университета М.А.Эскиндаров