Центр исследования корпоративной мобильности Финансового университета провел актуальное исследование мобильной зрелости двадцати крупнейших российских компаний, по результатам которого был сформирован рейтинг лучших компаний с точки зрения использования современных мобильных технологий.
По итогам рейтинга наиболее продвинутой и компетентной компанией признана АО «Тандер», управляющая розничной сетью «Магнит». В ТОП-5 также вошли ПАО «Сбербанк России», ГК«Мегаполис», ПАО «РЖД» и X5 Retail Group.
Рейтинг корпоративной мобильности 20 крупнейших российских компаний:
Наименование компании | Оценка уровня зрелости по пятибалльной шкале |
АО «Тандер» (Сеть «Магнит») | 3,85 |
ПАО «Сбербанк России» | 3,73 |
ГК «Мегаполис» | 3,56 |
ПАО «РЖД» | 3,55 |
X5 Retail Group | 3,25 |
Группа ВТБ | 3,25 |
Группа «Интер РАО» | 2,90 |
ПАО «Газпром» | 2,75 |
ГК «Росатом» | 2,75 |
АК «Транснефть» | 2,60 |
Россети | 2,59 |
ПАО «Татнефть» | 2,49 |
ПАО «ЛУКойл» | 2,48 |
ПАО ГМК «Норильский никель» | 2,46 |
«Евраз» | 2,45 |
ОАО «Сургутнефтегаз» | 2,19 |
ПАО «Роснефть» | 2,15 |
ОАО «Башнефть» | 2,07 |
ПАО «Газпромбанк» | 1,99 |
Русал | 1,76 |
Мобильная зрелость российских компаний оценивалась на базе адаптированных для российского рынка подходов методологии компании IDC, учитывающих при оценке зрелости следующие факторы: зрелость мобильной стратегии; зрелость планирования развития корпоративной мобильности (EM – Enterprise Mobility); зрелость мобильных технологий; зрелость мобилизированных бизнес-процессов и политик мобильности; мобильная зрелость компании с точки зрения персонала; зрелость KPI мобильности; зрелость процессов разработки/поддержки и закупок мобильных решений.
На первом месте, как уже говорилось, оказалась Компания АО «Тандер», которая не только покрыла мобильностью свои логистические бизнес-процессы, но и сделала существенные инвестиции в EMM-решения (в том числе и в мобильную платформу 1С). Менеджмент этой компании понимает и принимает важность мобильных технологий как инструмента поддержки конкурентоспособности бизнеса. В стратегическом фокусе компании создание сложного торгово-складского Интернета вещей.
На втором месте рейтинга расположился ПАО «Сбербанк», который сильнее всего проявил себя во внедренных корпоративных мобильных технологиях и системах. Слабым местом Сбербанка является в целом недостаточная мобилизация ключевых бизнес-процессов, а также видение корпоративной мобильности исключительно через призму мобильных приложений, что не позволяет компании в полной мере воспользоваться всеми выгодами мобильной трансформации. Еще одна большая проблема – это неэффективные процессы взаимодействия с интеграторами и разработчиками (зрелость компетенций и процессов закупок), что выражается в низкой отдаче при инвестициях в разработки работоспособных прототипов мобильных решений (рисунок 2).
Сбербанк единолично лидирует в номинациях по мобильной стратегии и вовлечению персонала, а также является лидером в области мобильных технологий.
На третьем месте в рейтинге корпоративной мобильной компетентности – ГК «Мегаполис». Для группы компаний «Мегаполис» характерна довольно высокая доля мобильного персонала – более половины – при относительно небольшом общем количестве работающих, что соответствует специфике FCMG.
В целом компания является довольно зрелой с точки зрения мобильности, имея покрытые мобильностью ключевые логистические процессы и управленческие процессы, мобильную платформу, поддержку развития BYOD (что является редкостью для российского рынка) и развитые EMM-решения различного класса. Компания также инвестирует в надежные проекты интернета вещей. Компания является единоличным лидером в области развития ЕМ, и делит лидерство в области KPI с компанией Тандер.
На четвертом месте благодаря огромному объёму материальных активов и дорогостоящей распределенной инфраструктуре расположилось ПАО «РЖД», которое раньше других инвестировало значительные средства во внутрикорпоративную мобильность.
К слабым сторонам компании следует отнести позднюю разработку клиентских мобильных приложений, отсутствие мобильной платформы MEAP и проработанной мобильной стратегии, к сильным – проработанные политики информационной безопасности (см. рисунок 4). ПАО «РЖД» является единоличным лидером в номинации мобильные бизнес-процессы и политики.
И наконец, на пятой позиции расположилась компания X5 Retail Group, конкурирующая с АО «Тандер» за лидерство в российской рознице. Также эта компания разделила со своим конкурентом (и также со Сбербанком) и лидерство в области использования мобильных технологий.
Все основные процессы компании - управление автохозяйством, логистика, супервайзинг, документооборот и т.д. – покрыты мобильностью, однако в отличие от «Магнита» X5 пока не внедрила мобильную платформу (MEAP), и ситуация с развитием EMM-решений пока оставляет желать лучшего (см. рисунок 5).
Интересно, что ни одна компания из первой пятерки не стала лидером в последней номинации – зрелость компетенций и процессов в области закупок. Лидерство в этой номинации разделили Группа ВТБ, ПАО «Газпром», АК «Транснефть» и даже компании, не вошедшие в десятку рейтинга: ПАО «ГМК «Норильский никель» и Объединенная компания «Русал».
Весной 2018 года Центр исследования корпоративной мобильности Финансового университета планирует составить рейтинг лучших федеральных ведомств России с точки зрения использования мобильных технологий в своей работе.